XC
hange E
O
W
U
B
MyHIIqIIIAJIbHOE EIOro{CETHOE OEIIIEOEPA3OBATEJIbHOE yrIPE}KAEHI',IE
> aX 2021r.
<<
23>>
PAEOIIA.fl TIPOTPAMMA
ffo YTIEEHOIvTY TIPEAMETY
.
(OEIIIECTB03HAHIIE>
K"rracc: 10
YponeHt: 6asosrrfi
Cporc peaJrn3allrrr rporpaMMbl: 1 roA
*r:
Cocraeplreru:
r{rrTenb uaTopvLr 14
o6uecrso3Hanvrfl,
nrrcurefi Kareroplll4
Bepruunun B.lI.
tl
r. Yran-Yle,202l r.
paftc3.tl
2021r,
ac
.c
tr
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
A.IIMUHIICTPAIIU.g f OPOAA YJIAH-YA3
KOMHTET IIO OEPA3OBAIIUTO IOPOAA YJIAH-YA9
F.
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
k e r- s o ft w a
re
XC
hange E
O
W
U
B
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ac
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана
данная программа.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г
№279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт;
3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. N9253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего,
среднего общего образования;
5. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно
методического объединения по общему образованию (протокол от 8
апреля 2015г. N21-15));
6. Учебный план общеобразовательного учреждения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
«Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе,
познание, экономическая сфера, право. Все означенные компоненты
содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом
изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят: социальные
навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и
принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям ;
правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни
общества; система гуманистических и демократических ценностей.
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
КУРСА
Изучение обществознания в общеобразовательной школе направлено на
достижение следующих целей:
.c
tr
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
k e r- s o ft w a
re
XC
hange E
O
W
U
B
ac
.c
tr
k e r- s o ft w a
- развитие личности учащихся, их духовно-нравственной, политической,
правовой культуры, экономического образа мышления, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к
личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим
и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации;
- освоение системы знаний об видах деятельности людей, об обществе, его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых
для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, умениями получать и критически осмысливать социальную
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные,
освоение способов познавательной деятельности, необходимых для участия
в жизни гражданского общества и государства;
-формирование опыта применения полученных знаний для решения
типичных задач в области социальных отношений, экономической и
гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений,
Отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий
других людей с нормами поведения, установленными законом; для
содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в
обществе.
ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА
В результате изучения курса «Обществознание» (включая экономику и
право) на базовом уровне ученик должен:
ЗНАТЬ:
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
re
XC
hange E
O
W
U
B
ac
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе общественных
отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы,
а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
УМЕТЬ:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия, устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества,
важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества
и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный
ряд);
- извлекать из оригинальных текстов (правовых, научных, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать, и обобщать неупорядоченную
социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и
выводы;
- оценивать действия объектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
.c
tr
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
k e r- s o ft w a
re
XC
hange E
O
W
U
B
ac
- подготавливать устное выступление , творческую работу по социальной
проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного
взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном
общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного
поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных
действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали
и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного
выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей разными
убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
Профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по
данному предмету;
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками социальной информации, с использованием
современных средств коммуникации;
.c
tr
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
k e r- s o ft w a
re
XC
hange E
O
W
U
B
ac
- критическое осмысление актуальной социальной информации,
поступающей из разных источников, формулирование на этой основе
собственных заключений и оценочных суждений;
.c
tr
k e r- s o ft w a
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх
тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- применение полученных знаний для определения рационального,
правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в
Конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению
через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных
проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
НАЦИОНАЛЬНО - РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Под региональным компонентом обществознания понимается педагогически
отобранный обществоведческий материал в контексте базового содержания
предмета, раскрывающий типичное и особенное в социальноэкономическом, политическом и духовном развитии Республики Бурятия.
Основные структурные единицы регионального компонента
обществознания составляют: факты местного плана, используемые в
качестве примера при изучении основного содержания федерального курса,
а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных
в курсе.
Через использование должно реализовать в практической деятельности
принципы государственной политики и общие требования к содержанию
образования, сформулированные в Законе «Об образовании»
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
re
XC
hange E
O
W
U
B
ac
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
в10 классе
№п.п Компоновка тем, уроков
1
2.
3
4
5
6-7
8-9
lOll
1213
14
15
1617
1819
2021
2223
2426
2729
3031
32
33
Вводный урок
ТемаН Человек и общество
Что такое общество
Общество как сложная система
Динамика общественного развития
Социальная сущность человека
Деятельность-способ существования
людей
Познавательная и коммуникативная
деятельность
Свобода и необходимость в
деятельности людей
Современное общество
Кол. Пример. Примеч.
часов сроки
1
14
1
1
1
1
2
2
2
2
2
Глобальная угроза международного
терроризма
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Человек и общество»
Тема Общество как мир культуры
Духовная культура общества
16
2
Духовный мир личности
2
Мораль
2
Наука и образование
2
Религии и религиозные организации
3
Искусство
3
Массовая культура
2
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Общество как мир культуры»
Тема : Правовое регулирование
общественных отношений
Современные подходы к пониманию
права
1
1
29
1
.c
tr
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
k e r- s o ft w a
re
XC
hange E
O
W
U
B
3435
3637
3839
4041
42
4345
4647
4849
5051
5253
54
55
5657
5859
60
6163
6468
Право в системе социальных норм
2
Источники права
2
Правоотношения и правонарушения
2
Предпосылки правомерного поведения
2
Гражданство в РФ
Права и обязанности граждан России
2
3
Семейное право
2
Административное право
2
Правовое регулирование занятости и
трудоустройства
Экологическое право
2
Процессуальные отрасли права
Конституционное судопроизводство
Международная защита прав человека
1
1
2
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства
Повторительно-обобщающий урок по
теме «Правовое регулирование
общественных отношений»
Итоговое повторение Курса
2
Резерв учителя
4
2
1
3
ac
.c
tr
om
to
k
lic
C
.c
om
k
lic
C
t
Y
N
Y
U
B
to
re
.
.
k e r- s o ft w a
w
w
ac
ww
ww
tr
di
!
F-
or
O
W
t
N
di
PD
hange E
!
XC
or
PD
F-
k e r- s o ft w a
re