XC hange E O W U BTOPOAA YJTAH-YA3 (COfJIACOBAHO> (PACCMOTPEHO> Ha 3aceAaHr4r{ llpororcon 3avr. 4upeKropa uo YBP MO fu." }ll or < ,(3> 08 <<23 2021r. Pafic 3.1I. >> OY 2021r. PAEOTIA.g IPOTPAMMA IIO YTIEEHOMY TIPEXMETY (OEIIIECTBO3HAIIIIE) K"rracc:12 YpoeeHr: 6asosrlft Cpon peaJrlr3alluu rporpaMMbl: I roA w Cocrael4rertr: f{r,rrenb Lrcr opw u o6ulecrBo3HaHl4t srrcurefi Kareropl{I4 BepuruHun B.lI. r. Vnan-YAs,202l r. ac .c tr om to k lic C om k lic C .c AAMIIHIICTPAIII4.fl TOPOAA YJIAH-YA9 KOMI,ITET TIO OEPA3OBAHIIIO IOPOAA YJIAH-YA3 MyHIIqIUAJIbHOE EIOAXETHOE OEI{EOEPA3OBATEJIbHOE yr|PE)KAEHI'IE ffi{ t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr k e r- s o ft w a ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная программа. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт; 3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования; 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. №1-15)); 6. Учебный план общеобразовательного учреждения. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям ; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Изучение обществознания в общеобразовательной школе направлено на достижение следующих целей: om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B - развитие личности учащихся, их духовно-нравственной, политической, правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; - освоение системы знаний об видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; - овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности, умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; -формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, Отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА В результате изучения курса «Обществознание» (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен: ЗНАТЬ: ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr k e r- s o ft w a - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; - необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания; УМЕТЬ: - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; - анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); - извлекать из оригинальных текстов (правовых, научных, научнопопулярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать, и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия объектов социальной жизни, включая личность, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; - формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; om to k lic - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ac - подготавливать устное выступление , творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; - совершенствования собственной познавательной деятельности; - критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации; - решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; - предвидения возможных последствий определенных социальных действий; - оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; - реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; - осуществления конструктивного взаимодействия людей разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и Профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному предмету; Опыт познавательной и практической деятельности: - работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации; .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B - критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; ac .c tr k e r- s o ft w a - решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; - анализ современных общественных явлений и событий; - освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; - применение полученных знаний для определения рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в Конкретных ситуациях; - аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; - написание творческих работ по социальным дисциплинам. НАЦИОНАЛЬНО- РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Под региональным компонентом обществознания понимается педагогически отобранный обществоведческий материал в контексте базового содержания предмета, раскрывающий типичное и особенное в социальноэкономическом, политическом и духовном развитии Республики Бурятия. Основные структурные единицы регионального компонента обществознания составляют: факты местного плана, используемые в качестве примера при изучении основного содержания федерального курса, а также в качестве объектов применения теоретических знаний, полученных в курсе. Через использование должно реализовать в практической деятельности принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании» om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ac КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» для 12 класса №п.п Компоновка тем и уроков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 26 27 28 Вводный урок Тема: Социально-гуманитарные знания Наука и философия Ранние мифы и ранние философские учения Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время Из истории русской философской мысли Тема: Общество и человек Происхождение человека и становление общества Общество и общественные отношения Типология обществ Исторический прогресс Проблема общественного прогресса Свобода в деятельности человека Деятельность людей и её многообразие Содержание и формы духовной деятельности Трудовая деятельность Политическая деятельность Повторительно-обобщающий урок по теме «Общество и человек» Тема: Сознание и познание Проблема познаваемости мира Истина и её критерии Многообразие путей познания мира Научное познание Социальное познание Знание и сознание Самопознание и развитие личности Тема: Личность. Межличностные отношения Индивид, индивидуальность, личность Возраст и становление личности Направленность личности Общение и обмен информацией Общение как взаимодействие Общение как понимание Кол. часов 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 Прим. сроки Приме чания .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 29 30 31 32 33 34 Малые группы Групповая сплоченность и конформное поведение Групповая дифференциация и лидерство Семья как малая группа Конфликт Итоговое повторение 1 1 1 1 1 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re