Рабочая программа по Химии - 10 класс (2021-2022)

XC

hange E

O
W
U
B

(COIJIACOBAHO>
3au. 4zpeKropa uo VBP
&az> 0X 2021r.

<<

23

>> 98

PAEOIIA-fl fIPOIPAMMA

IIO }^IEEHOMI/ IIPEAMETY
(XI4MII-fl>
K,racc:10
Yponeus: 6asoerrfi
Cporc peaJrrr3arlnu [porpaMMbr: 1 roA

Cocrannrem:
,rf{rlT€nb xuMuvr
nrrcruefi Kareropuu
.{auxeena X.H.

r. Yrai-YAs,202I r.

2o2lr.

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

om

k
lic
C

.c

AAMI4HT{CTPAIIAfl f OPOAA YJIAH-YA3
KOMI{TET TIO OBPA3OBAHI4IO TOPOAA Y,TAH-YA3
MYHI4I{4TIAJIbHOE EIOAXETHOE OEIIIEOEPA3OBATEJIbHOE YI{PEXAEHT{E
 I-OPOAA YJIAH-YA3

(PACCMOTPEHO)

,,

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ac

Настоящая программа составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего
образования и раскрывает содержание обучения химии в 10 классе
вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Она
рассчитана на 70 часов в год
(2 ч / неделю).
Программа по химии для вечерней школы направлена, прежде
всего, на повышение роли предмета, становлении личности и на
усиление практической направленности обучения. В связи с
особенностями организации учебно-воспитательного процесса и
контингента обучающегося вечерней школы данная программа имеет
свою определѐнную специфику. Учитывая специфику школ при
исправительных учреждениях, где обучающийся имеют большой
перерыв в учебе и изучения химии вечерней школе основным
учебником для составления, календарно-тематического плана, а
также рабочей программы был выбран учебник под редакцией
Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. Одновременно, в тематическом
планировании и при составлении рабочей программы учитывались
особенности контингента. Были учтены, то, что у обучающегося
утрачены учебные умения и навыки, большой перерыв в учебе, а
также слабые знания по предмету. В связи с этим рабочую программу
включены темы по вводному повторению и в них увеличена доля
повторительно-обобщающих занятий, что должно способствовать
преодолению фрагментарности в знаниях, повышению их
систематичности, глубины и прочности. Поэтому в тематическом
планировании, вначале дается материал для повторения важнейших
вопросов курса неорганической химии, без которых обучающие не
могут в дальнейшем изучать курс органической химии.
Рабочая
программа
предусматривает
индивидуальные,
групповые, фронтальные формы работы учащихся через
самостоятельную,
дискуссионную,
информационную,
исследовательскую, проектную деятельность, выполнение тестовых
заданий. Предполагает проведение разных типов уроков: лекции,
семинары, практикумы, уроки-презентации, зачѐты, которые
способствуют лучшему освоению обучающимися определенной
суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных
способностей.
Тематика лабораторных, практических и контрольных работ
соответствует Примерной программе по химии основного общего
образования (базовый уровень).

2

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B
k
lic

ac

3

.c

tr

om

to

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения
химии на ступени основного общего образования, изложенные в
пояснительной записке к Примерной программе по химии:
 освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах
химии, химической символике;
 овладение
умениями наблюдать химические явления,
проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе
химических формул веществ и уравнений химических реакций;
 развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;
 воспитание отношения
к химии как к одному из
фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
 применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.
 В
рабочей
программе
заложены
возможности
предусмотренного
Стандартом
формирования
обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций.
Исходными документами для составления примера рабочей
программы явились:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный образовательный стандарт
http://минобрнауки.рф/documents/336;
 Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 “Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования” с изменениями
и
дополнениями от 23 июня 2015 г.;
 Примерная программа основного общего образования
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015.
№1/15);
 Учебный план общеобразовательного учреждения;
 Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B
k
lic

ac

4

.c

tr

om

to

программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования»;
 Примерная программа основного общего образования по
химии (автор Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман) составлена, с учетом
положением о рабочей программе педагогов ВСОШ № 14.
Общая характеристика предмета
Предлагаемая программа разработана с учетом психологии
усвоения содержания обучающимся определѐнного возраста, их
интересы, предшествующую подготовку, их производственный и
жизненный опыт.
Учебный материал содержит определенный методический блок,
который облегчает обучающимся усвоение нового материала и
проведение контрольной диагностики с обучающимися, которые
вынуждены
пропускать
учебные
занятия
по
причинам
производственного характера или по другим (водворении в ШИЗО,
ПКТ, ЕПКТ, СУС и в РБ).
При изучении курса химии в вечерней школе осуществляется
переход от методики поурочного планирования к модульной системе
организации учебного процесса. Модульный принцип позволяет то
укрупнить смысловые блоки. В процессе обучения химии
учитывается производственный и жизненный опыт учащихся.
Теоретический материал осознается и усваивается в процессе
познания окружающего мира, различными методами: (наблюдения,
измерения, опыты, эксперимент), проведение практических и
лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их
результатов, использование для решения познавательных задач
различных источников информации, соблюдение норм и правил
поведения в химических лабораториях, а также правил здорового
образа жизни.
-учебный материал по возможности краткий, и в то
же время, содержит весь необходимый программный
материал;
- опережающее обучение (например, с первого урока
используется таблица химических элементов Д.И.Менделеева как
основное справочное пособие, таблица растворимости солей, кислот,
щелочей);
- Разнообразие форм ведения урока: составление опорных
конспектов с минимальным текстом, уроки - игры, уроки - викторины,
- использование программированных дифференцированных
заданий, тематических зачетов.
- введение по некоторым темам нового материала большим
блоком, а затем его конкретизация
- использование наглядность: использование диафильмов,
информационной технологии, компьютеров, красочных плакатов,
магнитной доски, химических экспериментов.

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B
k
lic

ac

5

.c

tr

om

to

- принцип межпредметных связей, особенно с такими
предметами, как математика, физика, биология и география.
Основными проблемами органической химии является
изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от
строения, конструирование веществ с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических превращений и путей
управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Примерная программа разделена по блокам; «Повторение», «Теория
химического строения органических соединений, электронная
природа химических связей», «Предельные, непредельные и
ароматические углеводороды, природные источники углеводородов»,
«Спирты и фенолы», «Альдегиды и карбоновые кислоты», «Сложные
эфиры, жиры», «Углеводы».
В программе предполагается выполнение практических работ
одновременно с изучением нового материала, при этом учащиеся
работают с учебником, со справочной литературой, находят и
применяют нужные химические формулы веществ владеют
практическими приемами решений задач, написании химических
формул веществ, уравнений реакции, читают информацию
представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составляют
несложные алгоритмы, средствами наглядности и т.д.. По мере
усвоения приѐма возрастает самостоятельность учащихся, и
практические
работы
проводятся
на
уровне
частично
самостоятельных или полностью самостоятельных. В каждом разделе
содержания программы предусмотрен один или два интегрированных
урока. В программе выделены часы на обобщающее повторение,
которое завершает изучение зачетных разделов, и итоговые занятия в
конце учебного года, а так же предусмотрено время для
вводно-коррективного и текущего контроля с целью актуализации
опорных знаний и ликвидации пробелов. Материал курса расчленѐн
на зачѐтные разделы, которые являются логически завершѐнными
частями учебного материала и представляют собой определѐнные
этапы в формировании знаний, умений, навыков учащихся.
Изучение химии в 10-м классе направлено:
 на освоение химической символики, основных понятий и
законов химии;
 на овладение умениями наблюдать химические явления,
проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе
химических формул веществ и уравнений химических реакций;
 на развитие познавательных интересов и интеллектуальных
способностей в процессе проведения химического эксперимента,
самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями;

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B
k
lic

ac

Реализация национально-регионального компонента
Реализация национально-регионального компонента на уроках
химии позволяет:
 расширить и углубить базовые компоненты содержания
образования;
 внести экологическую и политехническую направленность в
обучение химии;
 знакомить с состоянием окружающей среды, с вопросами ее
охраны;
 воспитывать у учащихся ответственное отношение к
природным ресурсам родного края;
 формировать знания о принципах рационального
природопользования, позволяющих развивать производство и при
этом обеспечивать охрану окружающей среды.
 изменять психологию школьников в их общении с природой;
 развивать экологическое мышление, чувство личной
ответственности за сохранение биосферы;
 проводить профессиональную ориентационную работу,
заключающуюся в знакомстве с профессиями химического профиля,
необходимыми на предприятиях области и информировать об
учебных заведениях, готовящих будущих специалистов;
 Привлекать краеведческий материал, воспитывая гордость за
свой регион, желание жить на родной земле и приумножать ее
богатства;
 Работать со специальной литературой, расширять кругозор
учащихся, развивать способность к самообразованию.
№
Тема урока
Раздела
3
Предельные
углеводороды
(алканы)

Содержание национально-регионального
компонента
Использование алканов в качестве топлива
в Бурятии (газообразное топливо) в
промышленности,
в
быту.
Галогенопроизводные метана - фреоны.
Практическое
использование.
6

.c

tr

om

to

 на воспитание отношения к химии как к одному из
фундаментальных компонентов естествознания и элементу
общечеловеческой культуры;
 на применение полученных знаний и умений для безопасного
использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни,
предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B

4

4

5

6

7

Экологические проблемы, связанные с
использованием фреонов и гомологов
метана
как
топлива.
Газификация
Республики Бурятии
Непредельные Применение полиэтилена, полипропилена
углеводороды на предприятиях города, в сельском
(алкены)
хозяйстве,
быту,
промышленности.
Проблемы утилизации. Биологическая
роль этилена как хемомедиатора у
растений.
Непредельные Использование ацетилена при газовой
углеводороды сварке и резке металлов на предприятиях и
(алкины)
мастерских города
Улан - Удэ. Техника безопасности при
работе с ацетиленом.
Ароматические Экологические
последствия
углеводороды использования углеводородного топлива.
(арены)
Антропогенные источники ароматических
углеводородов в биосфере региона.
Экологические проблемы применения
аренов
в
качестве
пестицидов
(производные
ароматических
углеводородов)
Природные
Природные источники углеводородов на
источники
территории
Республики
Бурятии.
углеводородов Открытые и закрытые месторождения
каменного угля в регионе, проблемы их
экологически безопасной разработки.
Последствия
разработок
влияние
топливно-энергетического комплекса на
окружающую среду. Роль автотранспорта
в загрязнении атмосферы. АЗС города –
источники
загрязнения
окружающей
среды. Использование бензина в качестве
топлива
РБурятии,
альтернативное
топливо
Производство спиртов в регионе, значение,
Спирты
применение.
Токсичность
спиртов.
Влияние на подростковый организм
(юношеский алкоголизм в регионе).
Производство этилового спирта в области
из пищевого сырья Использование
этиленгликоля как антифриза, глицерина в
медицинской,
парфюмерной
промышленности

ac

7

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B

ac

№
Тема урока
Раздела
7
Фенолы

8

8
9

10

11

Содержание национально-регионального
компонента
Источники фенолов в окружающей среде
региона Бурятии. Действие фенола на
живые
организмы.
Экологические
кризисы, связанные с попаданием фенолов
в источники питьевой воды. Методы
обезвреживания фенолов.
Альдегиды и Токсичность альдегидов. Применение
формальдегида в качестве консерванта в
кетоны
ходе копчения пищевых продуктов; в
сельском хозяйстве для протравливания
семян, в медицине. Ацетальдегид –
промежуточный
продукт
окисления
этанола в организме. Антропогенные
источники альдегидов в атмосфере
региона
Применение кислот в производстве
Карбоновые
сложных эфиров на предприятиях Бурятии
кислоты
Роль жиров в профилактике и лечении
Жиры
ряда заболеваний. Использование CMC в
хозяйственной деятельности человека.
CMC загрязнители природной среды.
Защита местных водоемов от СМС
Углеводы в природе. Роль углеводов в
Углеводы
жизнедеятельности
организмов.
Использование
продуктов
брожения
глюкозы в производстве этанола и
молочнокислых продуктов, силосование
кормов. Производство картофеля в
Республике Бурятии. Гидролиз крахмала в
кондитерском
деле.
Производство
кондитерских
изделий
в
регионе.
Использование пектиновых продуктов в
профилактическом питании, профилактике
интоксикаций (свинца, железа)
Решение задач Вещества – загрязнители окружающей
на
вывод среды региона, влияние на живые
химических
организмы
формул

8

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

F-

hange E

O
W
U
B
k
lic

ac

№
Количест
Название
раздела
раздел
во часов
1.
Повторение
а
(105)8
2.
Теория
химического строения
органических
4
веществ, электронная природа химической связи.
3.
Предельные углеводороды.
8
4.
Непредельные углеводородов.
9
5.
Ароматические углеводороды
5
4
6.
Природные источники углеводородов.
7.
Спирты и фенолы.
5
8.
Альдегиды и карбоновые кислоты
7
9.
Сложные эфиры. Жиры.
8
8
10.
Углеводы _________ ________________ _______
11.
Решение задач
2
Резерв
1
12
Итого
72
13.

9

.c

tr

om

to

Учебный план 10 класса

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(3 часа в неделю, всего 105 ч)
Для изучения предлагаемого курса в 10 классе согласно базисному плану
существует
следующее
тематическое
планирование,
где
раскрыта
последовательность изучения разделов и тем программы, распределены учебные часы
по разделам и темам.
№
Наименование разделов и тем
Кол-во
Дата
уро
часов
планир фактич
ка
Повторение
основных
вопросов
по
12
неорганической химии
1
Периодический закон и периодическая система
1
химических элементов Д.И. Менделеева в свете
строения атомов
2
Характеристика
химических
элементов
1
главных подгрупп на основании положения в
периодической системе и строения атомов.
3
Характеристика
подгруппы
химических
1
элементов (щелочных металлов) на основании
положения в периодической системе и строения
атомов
4
Виды химической связи
1
5
Валентность и степень окисления
1
6
Типы кристаллических решеток
1
7
Основные классы неорганических соединений
1
(оксиды, основания)
8
Кислоты и соли
1
9
Химические реакции в системе электронной
1
теории
10 Химические реакции и закономерности их
1
протекания
11 Общая характеристика неметаллов
1
12 Общая характеристика металлов
1
Теория химического строения органических
4
соединений
Электронная природа химических связей
13 Органическая химия – химия соединений
1
углерода. Значение органической химии
14 Основные положения теории органического
1
строения А.М. Бутлерова. Изомерия.
15 Электронная природа химических связей
1
16 Семинар по теме: Теория химического строения
1
органических веществ.
Предельные углеводороды - алканы
12
17 Предельные углеводороды. Метан, строение,
1
свойства
18 Пространственное и электронное строение
1
алканов.
19 Изомерия и номенклатура
1
20 Закономерности протекания реакций
1
7

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

21

органических соединений
Лабораторная работа: изготовление моделей
молекул углеводородов и
галогенопроизводных. Видео-урок
Химические свойства алканов
Получение и применение алканов
Наименование разделов и тем

22
23
№
уро
ка
24 Решение задач на нахождение молекулярной
формулы газообразного углеводорода
25 Циклопарафины, строение, свойства,
применение
26 Качественное определение углерода, водорода
в органических веществах
27 Семинар по теме: Предельные углеводороды алканы
28 Контрольная работа по теме: Предельные
углеводороды - алканы
Непредельные углеводороды -алкены
29 Этилен, строение, свойства
30 Гомологический ряд этилена
31 Химические свойства алкенов
32 Получение и применение алкенов
33 Решение задач на определение массовой доли
химических элементов
34 Практическая работа : Получение этилена и
опыты с ним.
Видео-опыты
35 Семинар по теме: Непредельные углеводороды
ряда этилена
36 Понятие о диеновых углеводородах
-алкадиенах
37 Природный каучук, его строение, свойства
38 Решение задач на объемные отношения газов
39 Семинар по теме: диеновые углеводороды,
природный каучук
40 Углеводороды ряда ацетилена -алкины,
строение, свойства
41 Получение и применение алкинов. Видео урок
42 Генетическая связь между классами
43 Решение задач на вывод молекулярной
формулы вещества по относительной
плотности газа
44 Семинар по теме: Алканы, алкадиены, алкины
45 Контрольная работа по теме: Непредельные
углеводороды
Ароматические углеводороды-арены
46 Бензол, строение свойства
47 Получение и применение ароматических
углеводородов

1

1
1
Кол-во
часов

Дата

1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
7
1
1

8

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

48
49
50
51

52
53
54
55

Гомологи бензола (толуол)
Взаимосвязь предельных, непредельных и
ароматических углеводородов
Решение задач на объемные отношения газов
Семинар по теме: Ароматические
углеводороды
Природные источники углеводородов
Природные и попутно - нефтяные газы, их
состав
Нефть, ее состав, свойства
Нефтепродукты. Перегонка нефти
Лабораторная работа: ознакомление с
образцами продуктов нефтепереработки.
Видео-урок
Наименование разделов и тем

1
1
1
1
8
1
1
1
1

№
Кол-во
уро
часов
ка
56 Термические и каталитические процессы в
1
перегонке нефти
57 Коксохимическое производство
1
58 Изменение структуры н/хозяйственного
1
использования углеводородного сырья
59 Контрольная работа по темам: Непредельные,
1
ароматические углеводороды ,природные
источники углеводородов
Спирты фенолы
10
60 Одноатомные спирты состав, строение,
1
свойства
61 Синтез этанола в промышленности видео урок
1
62 Получение и применение спиртов
1
63 Понятие о многоатомных спиртов
1
64 Лабораторная работа: растворение глицерина в
1
воде и реакция его с гидроксидом меди.
Видео-урок
65 Фенолы Строение свойства
1
66 Химические свойства фенолов
1
67 Лабораторная работа: взаимодействие фенола с
1
бромной водой и раствором щелочи.
Видео-урок
68 Решение задач на вывод формул органических
1
веществ по массовой доле и по продуктам
сгорания
69 Контрольная работа по теме: Спирты и фенолы
1
Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты
9
70 Альдегиды. Строение, свойства
1
71 Химические свойства альдегидов
1
72 Кетоны. Строение номенклатура, свойства
1
73 Лабораторная работа: Качественная реакция на
1
альдегиды. Получение ацетона в лаборатории.
Применение альдегидов и кетонов. Видео-урок
74 Карбоновые кислоты. Строение, свойства
1

Дата

9

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

Лабораторная работа: Получение и применение
свойства карбоновых кислот. Видео-урок
76 Связь между углеводородами, спиртами,
альдегидами и кислотами
77 Решение задач на определение выхода продукта
реакции (%) от теоретически возможного,
установление формулы и строения вещества по
продуктам сгорания.
78 Контрольная работа по темам: Альдегиды и
карбоновые кислоты.
Сложные эфиры. Жиры
79 Сложные эфиры. Строение, номенклатура,
свойства
80 Химические свойства сложных эфиров
81 Получение и применение эфиров
82 Практическая работа: Синтез этилового эфира
уксусной кислоты. Видео-урок
83 Жиры. Состав и строение молекул, физические
свойства
84 Химические свойства жиров
85 Переработка жиров в технике. Мыла и СМС.
Видео-урок
86 Расчетная задача на вывод формулы
87 Контрольная работа по темам: Сложные эфиры
и жиры
Углеводы
88 Глюкоза и фруктоза Строение молекул,
номенклатура, физические свойства
89 Получение и применение
90 Рибоза и дезоксирибоза
91 Сахароза. Строение молекул, номенклатура,
физические свойства
92 Гидролиз дисахаридов
93 Лабораторная работа: взаимодействие сахарозы
с гидроксидами металлов. Видео-урок
94 Полисахариды. Крахмал и целлюлоза.
Строение молекул, номенклатура, свойства.
95 Получение и применение крахмала
96 Полисахариды в природе, их биологическая
роль
97 Лабораторная работа: Взаимодействие
крахмала в меде, хлебе, маргарине. Видео-урок
98 Решение задач на установление химической
формулы вещества массовым долям элементов
99 Контрольная работа по теме: Углеводы
Решение задач
100 Решение задач на нахождение молекулярной
формулы газообразного углеводорода,
101 Решение задач на вывод формул органических
веществ по массовой доле, установление
химической формулы вещества массовым
75

1
1
1

1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1

10

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

102

103
104
105

долям элементов
Решение задач на объемные отношения газов,
определение выхода продукта реакции (%) от
теоретически возможного, установление
формулы и строения вещества по продуктам
сгорания
Решение задач на установление химической
формулы вещества массовым долям элементов
Резервное время
Резервное время
Итого

1

1
1
1
105

Примечание: в связи с отсутствием химических реагентов, все демонстрации,
лабораторные и практические работы проводятся посредством видео-опытов,
фильмов.

Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник научится:
 раскрывать на
примерах роль химии в формировании
современной научной картины мира и в практической деятельности
человека;
 демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и
другими естественными науками;
 раскрывать на примерах положения теории химического
строения А.М. Бутлерова;
 понимать
физический
смысл
Периодического
закона
Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств
химических элементов и образованных ими веществ от электронного
строения атомов;
 объяснять причины многообразия веществ на основе общих
представлений об их составе и строении;
 применять
правила
систематической
международной
номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их
составу и строению;
 составлять молекулярные и структурные формулы органических
веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;
 характеризовать органические вещества по составу, строению и
свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих
характерные свойства типичных представителей классов органических
веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
11

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

12

k
lic

ac

.c

tr

om

to

прогнозировать возможность протекания химических реакций на
основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности;
 использовать знания о составе, строении и химических свойствах
веществ для безопасного применения в практической деятельности;
 приводить примеры практического использования продуктов
переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений
(полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
 проводить опыты по распознаванию органических веществ:
глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала,
белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
 владеть
правилами и приемами безопасной работы с
химическими веществами и лабораторным оборудованием;
 устанавливать зависимость скорости химической реакции и
смещения химического равновесия от различных факторов с целью
определения оптимальных условий протекания химических процессов;
 приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни
человека;
 приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в
природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
 приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие
химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
 проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы
углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
 владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими
и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
 осуществлять поиск химической информации по названиям,
идентификаторам, структурным формулам веществ;
 критически
оценивать и интерпретировать химическую
информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой
информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки
зрения естественно - научной корректности в целях выявления
ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
 представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед
человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии
в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
 иллюстрировать
на примерах становление и эволюцию
органической химии как науки на различных исторических этапах ее
развития;
 использовать методы научного познания при выполнении
проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств,
способов получения и распознавания органических веществ;


C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Примерная программа среднего (полного) общего образования
по химии (базовый уровень).
 Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений.
Химия.10кл- М.: Просвещение, 2018г. -156с.
 Рудзитис Г.Е., Ф. Г. Фельдман Химия 10 класс: учебник для
общеобразовательных организаций с приложением на электронном
носителе (DVD) /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2017г.
 Рудзитис Г.Е., Ф. Г. Фельдман Химия 10 класс: учебник для
общеобразовательных организаций с приложением на электронном
носителе (DVD) /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2014г.
 Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 10-11:
пособие для учителя/ А.М. Радецкий – М.: Просвещение, 2005г. М.:
Просвещение, 2011г. -80с.
 Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 10 –
11 классы / Н.Н.Гара. – М.: Дрофа, 2004 г.
 Примерная программа среднего (полного) общего образования по
химии (базовый уровень). Химия : сборник нормативных
документов/ сост. Э.Д.Днестров,А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007-112
с.
 Радецкий.А.М. Химия. Дидактический материал .10-11 классов:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений -М.:
Просвещение, 2011.- 144 с.
 Радецкий, А. М. Проверочные работы по химии в 8-11 классах :
пособие для учителя /М. Радецкий. - М. : Просвещение, 2002.
 Химия в таблицах и схемах.Издание 2-е.СПб.:ООО «Виктория
плюс», 2013.- 96 с.
 Химия в школе: научно – методический журнал.- М.: Российская
академия образования; изд – во «Центрхимэкспресс». – 2005 – 2014.
Дополнительная литература для учащихся:
 Гара Н.Н., Габрусева Н.И. Химия. Задачник с «помощником». 10-11
классы - М.: Просвещение, 2009г.
 Кузьменко, И. Е. Тесты по химии. 8-11 классы : учебное пособие /
Н. Е. Кузьменко, В. Ерѐмин. - М. : Экзамен, 2006.


13

k
lic

ac

.c

tr

om

to

объяснять природу и способы образования химической связи:
ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической,
водородной – с целью определения химической активности веществ;
 устанавливать генетическую связь между классами органических
веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
 устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной
и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.


C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

MULTIMEDIA – поддержка предмета:
 Электронное приложение к учебнику Рудзитис Г.Е., Ф. Г.
Фельдман Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных
организаций с приложением на электронном носителе (DVD)
/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М..Просвещение, 2014 г.)
 Электронное приложение к учебнику Рудзитис Г.Е., Ф. Г.
Фельдман Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных
организаций с приложением на электронном носителе (DVD)
/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.:Просвещение, 2014 г.)
Контрольно-измерительные материалы по химии
для 10 класса
по темам « Алканы и алкены»
Вариант 1
1.Алканам соответствует общая формула:
а) Сn Н2n б) Сn Н2n+2в) Сn Н2n-2 г) Сn Н2n -6
2. Гомологами являются:
а) этан и этилен б) пропан и этанв) бутан и изобутан г) метан и этен
3. Изомеры отсутствуют у углеводородов:
а) этилена б) пентанав) 2-метилбутанаг) гексена-1
4. Атомы углерода в состоянии sp3 – гибридизации имеются в молекуле
а) пентана б) этилена в) 2-метилбутана г) н-гептана
5. Наиболее характерный тип реакции для алкенов
а) элиминирование б) изомеризация в) присоединение г) замещение
6. Для алканов характерна изомерия
а) положения функциональной группы б) углеродного скелета
в) положения двойной связи г) геометрическая
7. Основную часть природного газа составляет
а) этан б) пропан в) гексан г) метан
8. Крекинг нефтепродуктов -это
а) разделение углеводородов нефти на фракции
б) превращение предельных углеводородов нефти в ароматические

14

k
lic

ac

.c

tr

om

to

Радецкий.А.М. Химия. Дидактический материал .10-11 классов:
пособие для учителей общеобразовательных учреждений -М.:
Просвещение, 2011.- 144 с.
 Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий
ЕГЭ.2014.Химия/ав.-сост. А.С.Корощенко, М.Г.снастина.М.:Астрель,2013.-187 с.- (ФИПИ).
 Савин, Г. А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11
классы / Г. А. Савин. - Волгоград : Учитель, 2004.
 Савин, Г. А. Олимпиадные задания по неорганической химии. 9-10
классы / Г. А. Савин. - Волгоград : Учитель, 2003.
 Репетитор по химии/ под ред. А.С.Егорова.- Ростов-на-Дону:
Феникс, 2010.-762 с.
 Химия в таблицах и схемах. Издание 2-е.СПб.:ООО «Виктория
плюс», 2013.- 96 с


C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

« Алкины. Диены. Циклоалканы. Арены»
Вариант 1
1.Алкинам соответствует общая формула
а) Сn Н2n+2 б) Сn Н2nв) Сn Н2n-2 г) Сn Н2n -6
2.К классу аренов относится углеводород, формула которого
а) С3Н6 б) С2Н2 в) С6Н6 г) С5Н8
3.Кратные связи отсутствуют в молекуле углеводорода
а) циклопропана б) бутадиена-1,3 в) пропина г) бензола
4. Ароматическое кольцо содержится в молекуле
а) гексана б) циклогексана в) гексена г) 1,4-диметилбензола.
5. Реакция полимеризации возможна для
а) бутадиена-1,3 б) пропана в) хлорэтана г) бензола.
6. Реакция присоединения воды к непредельным углеводородам называется
а) гидрирование б) галогенирование в) гидратация г) гидрогалогенирование.
7. Для алкенов не характерна изомерия
а) углеродного скелета б) положения тройной связи в) геометрическая
(цис-транс) г) межклассовая.
8. Природный каучук по химическому строению представляет собой
а) полибутадиен б)транс-полиизопрен в) полипропилен г) цис-полиизопрен.
« Алкины. Диены. Циклоалканы. Арены»
15

k
lic

ac

.c

tr

om

to

в) термическое разложение нефтепродуктов, приводящее к образованию
углеводородов с меньшим числом атомов углерода в молекуле
г) превращение ароматических углеводородов нефти в предельные
9. Раствор перманганата калия обесцвечивает
а) этилен б) этан в) 2-метилпропан г) 3,3-диметилпентан.
Зачет № 2 по темам « Алканы и алкены»
Вариант 2.
1.Алкенам соответствует общая формула:
а) Сn Н2n б) Сn Н2n+2в) Сn Н2n-2 г) Сn Н2n -6
2. Гомологами являются:
а) метан и хлорметан б) пропен и этен в) этилен и бутан г) 2-метилбутан и бутан.
3. Изомеры отсутствуют у углеводородов:
а) бутена-1 б) пропана в) н-гептанаг) 2-метилпентена-2
4. ¶- связь отсутствует в молекуле
а) пропена б) 2-метилгексана в) 2-метилгексена-2 г) этилена.
5. Наиболее характерный тип реакции для алканов
а) элиминирование б) изомеризация в) присоединение г) замещение
6. Для алкенов характерна изомерия
а) положения функциональной группы б) углеродного скелета
в) положения двойной связи г) геометрическая
7. Нефть по своему составу -это
а) простое вещество б) сложное вещество класса алкенов в) смесь
углеводородов, основу которой составляют алканы линейного и разветвленного
строения г) смесь алкенов.
8.Перегонка нефти осуществляется с целью получения
а) только метана и бензола б) только бензина и метана
в) различных нефтепродуктов г) только ароматических углеводородов.
9.Раствор перманганата калия не обесцвечивает вещество с формулой
а) СН3 - СН3 б) СН2 = СН- СН3
в) Н 3С - СН = СН- СН3 г) СН2 = СН2

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

по теме « Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны»
Вариант 1.
1.Вещество, формула которого СН3СН2ОН, относится к
а) одноатомным спиртам б) фенолам
в) альдегидам г) многоатомным спиртам
2.p -связь в молекуле имеет
а) этаналь б) глицерин
в) метанол г) этиленгликоль
3. Вещество, формула которого СН3 - СН = СН - СН - С = О,
|
|
СН3 Н
имеет название а) 4-метилпентаналь б) 2-метилпентаналь
в) 2-метилпентен-3-аль. г) гексаналь
4.Изомерами являются
а) метанол и этанол б) фенол и гексанол-1
в) ацетон и уксусный альдегид г) бутанол и 2-метилпропанол-2
5. Образование ярко- синего комплексного соединения с гидроксидом меди (II)
является качественной реакций на
а) альдегиды б) многоатомные спирты в) фенолы г) кетоны
6. Альдегиды нельзя получить
а) окислением спиртов б) восстановлением спиртов
в) гидратацией алкинов г) дегидратацией спиртов
7. С этаналем реагируют из перечисленных веществ: муравьиная кислота,
водород, аммиачный раствор оксида серебра, магний, сульфат натрия (указать
количество веществ):
а) три б) два в) четыре г) пять.
8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:
а) этанол б) этандиол-1,2 в) пропантриол-1,2,3 г) этаналь
Зачет № 4 по теме « Спирты и фенолы. Альдегиды и кетоны»
Вариант 2.
16

k
lic

ac

.c

tr

om

to

Вариант 2
1.Циклоалканам соответствует общая формула
а) Сn Н2n+2 б) Сn Н2nв) Сn Н2n-2 г) Сn Н2n -6
2.К классу алкинов относится углеводород, формула которого
а) С3Н6 б) С2Н2 в) С6Н6 г) С5Н8
3.Бутадиен содержит
а) одну двойную связь б) две двойные связи
в) одну тройную связь г) две тройные связи.
4. Атомы углерода в молекуле бензола находятся в состоянии гибридизации
а)sp - б) sp3- в) sp2- г) sp4 .
5. Слабые кислотные свойства проявляют
а) алкены б) алкины в) алкадиены г) арены.
6. Реакция присоединения водорода к непредельным углеводородам называется
а) гидрирование б) галогенирование
в) гидратация г) гидрогалогенирование.
7. Для диенов не характерна изомерия
а) углеродного скелета б) положения двойных связей в) геометрическая
(цис-транс) г) положения функциональной группы.
8. Процесс получения резины из каучука называется
а) полимеризация б) вулканизация
в) ректификация г) гидратация.

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры»
Вариант 1.
1.К карбоновым кислотам относится вещество, формула которого
а) СН3СООН б) СН3СОН в) СН3О СН3 г) СН3СООСН3
2. Водородная связь образуется между молекулами
а) альдегидов б) карбоновых кислот в) сложных эфиров г) жиров.
3. В природных жирах не содержится остаток кислоты
а) муравьиной б) масляной в) олеиновой г) пальмитиновой.
4. Вещество, формула которого СН3 - С = О
Ї
О - С2Н5
Имеет название а) диэтиловый эфир б) метилацетат в) этилацетат
г) этиловый эфир уксусной кислоты.
5. Гомологом муравьиной кислоты является
а) щавелевая кислота б) олеиновая кислота
в) бензойная кислота г) стеариновая кислота.
6. С помощью какой реакции нельзя получить карбоновую кислоту:
а) окисление альдегида б) гидролиз сложного эфира
в) восстановление альдегида г) окисление алкана.
7. С уксусной кислотой реагируют: гидроксид железа (III), пропанол-1, цинк,
хлор (в присутствии катализатора), карбонат натрия, формальдегид (указать
количество веществ):
а) триб) четыре в) пять г) шесть.
8. Мыло представляет собой
а) натриевую соль высшей карбоновой кислоты
17

k
lic

ac

.c

tr

om

to

1.Вещество, формула которого СН3 – С = О, относится к
|
а) одноатомным спиртам б) фенолам Н
в) альдегидам г) многоатомным спиртам
2. Водородная связь отсутствует между молекулами
а) одноатомных спиртов б) альдегидов
в) гликолей г) трехатомных спиртов
3. Вещество, формула которого СН3 - СН - СН2 - СН - СН3,
|
|
ОН
С2Н5
имеет название а) 2-этилпентанол-5 б) 4-этилпентанол-2
в) 3-метилгексанол-5 г) 4-метилгексанол-2
4.Гомологами являются
а) метанол и глицерин б) метанол и бутанол-1
в) уксусный альдегид и ацетон г) фенол и этанол
5. Образование фиолетового комплексного соединения с хлоридом железа(III)
является качественной реакций на
а) фенол б) альдегид в) одноатомный спирт г) многоатомный спирт.
6. Альдегиды нельзя получить
а) окислением спиртов б) восстановлением спиртов
в) гидратацией алкинов г) дегидратацией спиртов
7. С фенолом реагируют из перечисленных веществ: натрий, серная кислота,
бром, азотная кислота, формальдегид (указать количество веществ):
а) одно б) два в) три г) четыре.
8. Реакцией Кучерова можно получить:
а) этаналь б) этанол в) глицерин г) фенол.

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

б) сложный эфир глицерина
в) сложный эфир высшей карбоновой кислоты
г) смесь высших карбоновых кислот.
« Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры»
Вариант 2.
1.К сложным эфирам относится вещество, формула которого
а) СН3СООН б) СН3СОН в) СН3О СН3 г) СН3СООСН3
2. По химическому строению жиры представляют собой
а) сложные эфиры б) трехатомные спирты в) карбоновые кислоты
г) простые эфиры.
3. Жидкие жиры отличаются от твердых тем, что в их составе содержатся
а) свободные гидроксильные группы
б) остатки ароматических карбоновых кислот
в) сложные эфиры высших карбоновых кислот и этиленгликоля
г) остатки непредельных карбоновых кислот.
4. Вещество, формула которого СН3
|
СН2 - С - СН2 - С = О
|
Ї
СН3
ОН
имеет название
а) 3-метилпентановая кислота б) 2,2-диметилбутановая кислота
в) 3,3-диметилбутановая кислота г) гексановая кислота
5. Изомером бутановой кислоты является
а) 2-метилбутановая кислота б) 2-метилпропановая кислота
в) пентановая кислота г) пропановая кислота.
6. Сложные эфиры получают реакцией:
а) гидратации б) этерификации
в) полимеризации г) омыления.
7. С пропановой кислотой не реагируют: цинк, соляная кислота, метаналь, метанол,
гидроксид натрия, хлорид алюминия (указать количество веществ):
а) три б) два в) четыре г) пять.
8. В основе получения маргарина лежит реакция
а) гидролиза жиров
б) этерификации
в) омыления жиров
г) гидрирования жидких жиров.
« Углеводы. Азотсодержащие органические вещества»
Вариант 1
1.Является полимером:
а) глюкоза б) целлюлоза в) сахароза г) фруктоза
2. В реакцию «серебряного зеркала» вступает
а) глюкоза б) фруктоза в) сахароза г) крахмал
3. Для глюкозы не характерна реакция
а) спиртового брожения б) гидролиза
в) окисления г) восстановления
4.Могут реагировать между собой следующие вещества:
а) СН3NH2 и КОН б) СН3NH2 и HNO3
в) СН3NH2 и Cu(ОН)2 г)СН3NH2 и Н2

18

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

19

k
lic

ac

.c

tr

om

to

5.Наиболее сильным основанием является следующее из перечисленных веществ: а)
аммиак б) диметиламин в) фениламин г) метиламин
6.Анилин, в отличие от фенола:
а) реагирует с бромом б) мало растворим в воде в) реагирует с хлороводородной
кислотой г) горит.
7. Аминокислотой является следующее из перечисленных веществ:
а) СН3 – СН – С = О б) СН3 - СН2 - С - NН2
Ї Ї
ЇЇ
ОН ОН
О
в) НООС – СН2 - СН – СООН г) СН3 - СН - СН3
Ї
Ї
NH2
NH2
8. Не является изомером аминовалериановой кислоты следующее из перечисленных
веществ:
а) С4 Н9 -С = О б) СН3 - СН – СН2 - СН2 - СООН
Ї
Ї
NH2
СН 3
в) Н2N -CН2 - С Н- СН2 – С = О г) СН3 - СН – СН– О – С2 Н5
Ї
Ї
Ї
Ї
СН3
ОН
NH2 СН3
9. Верно следующее утверждение:
а) В результате поликонденсации аминокислот образуются пептиды;
б) Из аминокислот получают синтетические карбоновые кислоты;
в) Аминокислоты не изменяют окраску индикаторов;
г) Белки представляют из себя смесь аминокислот, связанных между собой
межмолекулярными связями.
«Углеводы. Азотсодержащие органические вещества»
Вариант 2
1.Глюкоза по своим химическим свойствам является
а) многоатомным спиртом б) альдегидом
в) альдегидоспиртом г) кислотой
2. Синее окрашивание с раствором иода дает
а) глюкоза б) крахмалв) целлюлоза г) сахароза
3. С глюкозой реагируют: водород (в присутствии катализатора), фенол, аммиачный
раствор оксида серебра, этаналь, гидроксид меди (II),ацетат натрия (указать
количество веществ):
а) три б) четырев) пять г) шесть.
4.Не реагируют между собой следующие вещества:
а) С6 Н5NH2 и Br2 б) С6Н5NH2 и HBr
в) [С6Н5NH3]+Cl- и NaОH г) С6H5NH2 и КОН.
5.Самым слабым основанием из перечисленных веществ является:
а) этиламин б) дифениламин в) аммиак г) анилин.
6.Сходство анилина и метиламина:
а) имеют бензольное кольцо б) реагируют с кислотой;
в) взаимодействует с бромной водой г) являются жидкостями
7. К классу аминокислот относится следующее из перечисленных веществ:
а) NН2 - С - NН2 б) Н2 N – CH2 - CH2 - CH2 - COOCH3
в) NH2 -С6Н4 – OH г) С6 Н5 - СН2 - СН- СООН
Ї
NH2
8. g-аминомасляной кислоте соответствует следующая из приведенных формул:
а) СН3 - СН2 -СН – СООН б) СН3 - СН2 - СН – СН2 - СООН

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

Ї
Ї
NH2
NH2
в) СН2 - СН2 - СН2 - СООН г) NН2 - СН2 -СН - СООН
Ї
Ї
NН2
СН 3
9. Неверно следующее из утверждений:
а) аминокислоты хорошо растворяются в воде;
б) аминокислоты получают в промышленности по реакции Зинина;
в) аминокислоты проявляют амфотерные свойства;
г) аминокислоты вступают в реакции этерификации
1 вариант
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один
верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН, являются
1) гомологами;
2) изомерами;
3) полимерами;
4) пептидами.
А2. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию
1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1.
А3. Продуктом гидратации этилена
является:
1) спирт;
2) кислота;
3) альдегид;
4) алкан.
А4. Только в одну стадию может протекать гидрирование этого
углеводорода:
1) бутадиен-1,3; 2) бутен-1; 3) бензол; 4) бутин-2.
А5. Количество атомов водорода в циклогексане:
1) 12; 2) 8;
3) 10;
4) 14.
А6. Реакция среды в водном растворе
глицина:
1) нейтральная; 2) кислая; 3) соленая; 4) щелочная.
А7. В промышленности ароматические углеводороды получают
из…
1) природного газа; 2) нефти; 3) остатков горных пород; 4) торфа.
А8. Уксусная кислота не вступает во взаимодействие с веществом
1) оксид кальция
3) медь
2) метанол
4) пищевая сода
А9. Ацетилен принадлежит к гомологическому ряду:
1) алканов; 2) алкинов; 3) аренов; 4) алкенов
А10. Полипропилен получают из вещества, формула которого
1) СН2 = СН2; 2) СН  СН; 3) СН3 – СН2 – СН3; 4) СН2 = СН – СН3.
А11. К ядовитым веществам относится:
1) метанол; 2) этанол; 3) пропанол; 4) бутанол.
А12 . Фенол нельзя использовать для получения
1) красителей
3) пищевых добавок
2) капрона
4) взрывчатых веществ
А 13. Формалин – это водный раствор
1) уксусного альдегида
3) муравьиного альдегида
2) уксусной кислоты
4) этилового спирта
Часть В

20

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

молекуле.
Название вещества
в молекуле
1) этан
2) бутадиен-1,3
3) пропен-1
4) ацетилен

Число -связей
а) ноль
б) одна
в) две
г) три
д) четыре

2. Установить соответствие:

вещество
нахождение в природе
1) Глюкоза
а) в соке сахарной свеклы
2) Крахмал
б) в зерне
3) Сахароза
в) в виноградном сахаре
4) Целлюлоза
г) в древесине
3. Число изомерных циклоалканов состава
С5Н10 равно:
_____________________ (запишите целое число).
4. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты
Тип реакции
1) С2Н4+ О2 →
а) замещение
2) СН4 →
б) окисление
3) СН3СООН + КОН →
в) присоединение
4) СН4+ Cl2 →
г) обмена
д) разложение
5. Установите соответствие между названием вещества и его формулой.
Название вещества
Формула
1) этан
а) СН3-СН3
2) метанол
б) СН3-ОН
3) пропановая кислота
в) СН≡СН
4) ацетилен
г) СН3-СН2-СОН
д) СН3-СН2-СООН
Часть С
1. При сгорании углеводорода выделилось 0,22 г углекислого газа и 0,09 г паров
воды. Плотность этого вещества по воздуху равна 1,45. Определите
молекулярную формулу углеводорода.
2. Завершите схемы уравнений реакций:
С2Н6 + Cl2 →
СН3 – СООН + Na2О→
СН3 - СН - СООН + HCl→
│
NН2
СН3 - СН = СН - СН3 + HBr→
СН3 – СОН + Ag2O→
2вариант
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один
верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Изомером 2-метилбутена-1 является
1) бутен-1;
2) 2-метилпентен-1;
3) пентан;
4) пентен -1.
21

k
lic

ac

.c

tr

om

to

1. Установите соответствие между названием вещества и числом -связей в его

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

22

k
lic

ac

.c

tr

om

to

А2. В молекуле пропена гибридизация орбиталей атомов углерода:
1) sp2; 2) sp3; 3) sp; 4) sp3 и sp.
А3. Продуктом присоединения хлороводорода к этену
является:
1) 2-хлорпропан;
2) 1-хлорэтан;
3) 2,2-дихлорпропан;
4) 1,1-дихлорэтан.
А4. С каждым из веществ: бромоводород, водород, вода – будет
взаимодействовать:
1) пропан; 2) этен; 3) этан; 4) фенол.
А5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n, относится
1) бензол; 2) гексен; 3) гексан; 4) гексин.
А6. К какому классу принадлежат
белки:
1) сложные эфиры;
2) полинуклеотиды; 3) простые эфиры;
4) полиамиды.
А7. Промышленным способом получения углеводородов
является:
1) гидрирование; 2) изомеризация; 3) гидролиз; 4) крекинг.
А8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:
1) фенол;
2) муравьиная кислота
3) глицерин;
4) бензол
А9. Пропаналь принадлежит к гомологическому ряду:
1) фенолы;
2) сахариды; 3) амины;
4) альдегиды
А10. Полимер состава (СН2СН2)n получен из:
1) этилена; 2) этана; 3) бутана; 4) этина.
А11. К наркотическим веществам относится:
1) этанол; 2) пропанол; 3) метанол;
4) бутанол.
А12. Глицерин нельзя использовать для получения
1) взрывчатых веществ
3) лекарств
2) этилового спирта
4) кремов и мазей в парфюмерии
А13. Подсолнечное, льняное, хлопковое масла относятся к классу:
1) углеводы
3) жиры
2) белки
4) фенолы
Часть В
1. Установите соответствие между названием вещества и классом соединений.
Название вещества
Класс органических
соединений
1) пропин
а) альдегиды
2) этаналь
б) алкины
3) толуол
в) карбоновые кислоты
4) ацетилен
г) арены
д) алкены
2. Уксусная кислота вступает в реакцию с:
А) соляной кислотой
Б) гидроксидом натрия
В) азотной кислотой
Г) оксидом кальция
Д) карбонатом натрия
Е) хлоридом меди (II)
Запишите перечень букв в алфавитном порядке без пробелов______________.
3. Число изомерных алкенов состава
С4Н8 равно:
_____________________ (запишите целое число).

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

4. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.

Реагенты
1) С2Н4+ Н2О→
2) С2Н2+ Н2→
3) 2СН3Сl + Zn →
4) С2Н4+ Cl2→

Тип реакции
а) галогенирование
б) гидратация
в) гидрирование
г) гидрогалогенирование
д) синтез Вюрца.
5. Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:
функциональная группа
класс вещества
1) – COOH
а) спирты
2) – OH
б) фенолы
3) – NH2
в) кетоны
4) – COH
г) карбоновые кислоты
5) - C=O
д) альдегиды
е) амины
Часть С
1. При сгорании углеводорода массой 11,4 г выделилось 35,2 г углекислого газа и
16,2 г паров воды. Плотность этого вещества по водороду равна 56. Определите
молекулярную формулу вещества.
2. Завершите схемы уравнений реакций:
С3Н8 + Br2 →
СН3 – СООН + K→
СН3 - СН - СООН + HBr→
│
NН2
СН3 - СН = СН - СН3 + HCl→
СН3 – СН2 - СОН + Сu(OН)2 →
1 вариант
Часть А
А1. Вещества, имеющие формулы СН3 – О – СН3 и СН3 – СН2 – ОН, являются
1) гомологами;
2) изомерами;
3) полимерами;
4) пептидами.
А2. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию
1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1.
А3. Продуктом гидратации этилена
является:
1) спирт;
2) кислота;
3) альдегид;
4) алкан.
А4. Только в одну стадию может протекать гидрирование этого
углеводорода:
1) бутадиен-1,3; 2) бутен-1; 3) бензол; 4) бутин-2.
А5. Количество атомов водорода в циклогексане:
1) 12; 2) 8;
3) 10;
4) 14.
А6. Реакция среды в водном растворе
глицина:
1)
нейтральная; 2) кислая; 3) соленая; 4) щелочная.
А7. В промышленности ароматические углеводороды получают
из…
1) природного газа; 2) нефти; 3)
остатков горных пород; 4) торфа.
23

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

24

k
lic

ac

.c

tr

om

to

А8. Уксусная кислота не вступает во взаимодействие с веществом
1) оксид кальция
3) медь
2) метанол
4) пищевая сода
А9. Ацетилен принадлежит к гомологическому ряду:
1) алканов; 2) алкинов; 3) аренов; 4) алкенов
А10. Полипропилен получают из вещества, формула которого
1) СН2 = СН2; 2) СН  СН; 3) СН3 – СН2 – СН3; 4) СН2 = СН – СН3.
А11. К ядовитым веществам относится:
1) метанол; 2) этанол; 3) пропанол; 4) бутанол.
А12 . Фенол нельзя использовать для получения
1) красителей
3) пищевых добавок
2) капрона
4) взрывчатых веществ
А 13. Формалин – это водный раствор
1) уксусного альдегида
3) муравьиного альдегида
2) уксусной кислоты
4) этилового спирта
Часть В
1. Установите соответствие между названием вещества и числом -связей в его
молекуле.
Название вещества
Число -связей
в молекуле
1) этан
а) ноль
2) бутадиен-1,3
б) одна
3) пропен-1
в) две
4) ацетилен
г) три
д) четыре
2. Установить соответствие:
вещество
нахождение в природе
1) Глюкоза
а) в соке сахарной свеклы
2) Крахмал
б) в зерне
3) Сахароза
в) в виноградном сахаре
4) Целлюлоза
г) в древесине
3. Число изомерных циклоалканов состава
С5Н10 равно:
_____________________ (запишите целое число).
4. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты
Тип реакции
1) С2Н4+ О2 →
а) замещение
2) СН4 →
б) окисление
3) СН3СООН + КОН →
в) присоединение
4) СН4+ Cl2 →
г) обмена
д) разложение
5. Установите соответствие между названием вещества и его формулой.
Название вещества
Формула
1) этан
а) СН3-СН3
2) метанол
б) СН3-ОН
3) пропановая кислота
в) СН≡СН
4) ацетилен
г) СН3-СН2-СОН
д) СН3-СН2-СООН
Часть С
1. При сгорании углеводорода выделилось 0,22 г углекислого газа и 0,09 г паров
воды. Плотность этого вещества по воздуху равна 1,45. Определите
молекулярную формулу углеводорода.

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

25

k
lic

ac

.c

tr

om

to

2. Завершите схемы уравнений реакций:
С2Н6 + Cl2 →
СН3 – СООН + Na2О→
СН3 - СН - СООН + HCl→
│
NН2
СН3 - СН = СН - СН3 + HBr→
СН3 – СОН + Ag2O→
2вариант
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один
верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ.
А1. Изомером 2-метилбутена-1 является
1) бутен-1;
2) 2-метилпентен-1;
3) пентан;
4) пентен -1.
А2. В молекуле пропена гибридизация орбиталей атомов углерода:
1) sp2; 2) sp3; 3) sp; 4) sp3 и sp.
А3. Продуктом присоединения хлороводорода к этену
является:
1) 2-хлорпропан;
2) 1-хлорэтан;
3) 2,2-дихлорпропан;
4) 1,1-дихлорэтан.
А4. С каждым из веществ: бромоводород, водород, вода – будет
взаимодействовать:
1) пропан; 2) этен; 3) этан; 4) фенол.
А5. К соединениям, имеющим общую формулу СnH2n, относится
1) бензол; 2) гексен; 3) гексан; 4) гексин.
А6. К какому классу принадлежат
белки:
1) сложные эфиры;
2) полинуклеотиды;
3) простые эфиры;
4) полиамиды.
А7. Промышленным способом получения углеводородов
является:
1) гидрирование; 2) изомеризация; 3) гидролиз; 4) крекинг.
А8. Реакцию «серебряного зеркала» дает:
1) фенол;
2) муравьиная кислота
3) глицерин;
4) бензол
А9. Пропаналь принадлежит к гомологическому ряду:
1) фенолы;
2) сахариды; 3) амины;
4) альдегиды
А10. Полимер состава (СН2СН2)n получен из:
1) этилена; 2) этана; 3) бутана; 4) этина.
А11. К наркотическим веществам относится:
1) этанол; 2) пропанол; 3) метанол;
4) бутанол.
А12. Глицерин нельзя использовать для получения
1) взрывчатых веществ
3) лекарств
2) этилового спирта
4) кремов и мазей в парфюмерии
А13. Подсолнечное, льняное, хлопковое масла относятся к классу:
1) углеводы
3) жиры
2) белки
4) фенолы
Часть В
1. Установите соответствие между названием вещества и классом соединений.
Название вещества
Класс органических
соединений

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

а) альдегиды
б) алкины
в) карбоновые кислоты
г) арены
д) алкены

k
lic

2. Уксусная кислота вступает в реакцию с:

А) соляной кислотой
Б) гидроксидом натрия
В) азотной кислотой
Г) оксидом кальция
Д) карбонатом натрия
Е) хлоридом меди (II)
Запишите перечень букв в алфавитном порядке без пробелов______________.
3. Число изомерных алкенов состава
С4Н8 равно:
_____________________ (запишите целое число).
4. Установите соответствие между реагентами и типом реакции.
Реагенты
Тип реакции
1) С2Н4+ Н2О→
а) галогенирование
2) С2Н2+ Н2→
б) гидратация
3) 2СН3Сl + Zn →
в) гидрирование
4) С2Н4+ Cl2→
г) гидрогалогенирование
д) синтез Вюрца.
5. Установить соответствие между функциональной группой и классом вещества:
функциональная группа
класс вещества
1) – COOH
а) спирты
2) – OH
б) фенолы
3) – NH2
в) кетоны
4) – COH
г) карбоновые кислоты
5) - C=O
д) альдегиды
е) амины
Часть С
1. При сгорании углеводорода массой 11,4 г выделилось 35,2 г углекислого газа и
16,2 г паров воды. Плотность этого вещества по водороду равна 56. Определите
молекулярную формулу вещества.
2. Завершите схемы уравнений реакций:
С3Н8 + Br2 →
СН3 – СООН + K→
СН3 - СН - СООН + HBr→
│
NН2
СН3 - СН = СН - СН3 + HCl→
СН3 – СН2 - СОН + Сu(OН)2 →

26

ac

.c

tr

om

to

1) пропин
2) этаналь
3) толуол
4) ацетилен

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 288-732

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».