XC hange E O W U B flporoxon or << t3 3au. gupeKropa no YBP pafic 3.1I. fraae J\b >> 08 2021r. <<23 PABOTIA^g TTO >> w IIPOIPAMMA ITqEEHOI\{Y IIPENME TY (TEXHOJIOIILf,) K;racc: l0 Vponenu: 6asonufi Cpox peaJrn3arlun rrporpaMMbr: I ro4 CocraeHrem: yrruTenb xvMI|ILr errcruefr Kareropr{rr nauxeena X.H. r. YraH-Vta202l r. F k lic 2o2lr. ac .c tr om to (CO|JIACOBAHO>Ha 3aceAaHr4r4 MO It C om k lic C .c MMI,IHIICTPAIII4fl TOPOAA YIAH-YA3 KOMI{TET TIO OEPA3OBAHI,IIO TOPONA YJIAH-YN3 MYHIITIIIAJIbHOE EIOAXETHOE OBIIIEOEPA3OBATEJIbHOE YI{PET(AEHI4E (BEqEPHflt (CMEHHAfl OEIUEOEPA3OBATEJIbHA{ IIIKOJIA .\bl 4) |- OPOAA yJ'IAH-yA3 Fr' t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B Пояснительная записка ac .c tr k e r- s o ft w a Настоящая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и раскрывает содержание обучения основы прикладного искусства в 12 классе вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю) Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность, выполнение тестовых заданий. Предполагает проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-презентации, зачѐты, которые способствуют лучшему освоению обучающимися определенной суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей. Тематика лабораторных, практических и творческих работ соответствует Примерной программе по основе прикладного искусства основного общего образования (базовый уровень). В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения прикладного искусства на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по прикладному искусству: развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями; формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. привить любовь к народному искусство, сохранить народные традиции Развивать творчество молодежи, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т. д формируется настойчивость, старательность, целеустремленность применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, решения практических задач в повседневной жизни, В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Исходными документами для составления примера рабочей программы явились: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a http://минобрнауки.рф/documents/336; Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 ―Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования‖ с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.; Примерная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015. №1/15); Учебный план общеобразовательного учреждения; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Общая характеристика предмета Цели программы: 1. Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства. 2. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. 3. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха. Задачи программы: 1. Научить приемам исполнительного мастерства. 2. Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства. 3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством. Научить правильно использовать термины, формулировать определение понятий, используемых в опыте мастеров искусства. 4. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и в различных техниках. 5. Создавать предметы декоративно-прикладного искусства. 6. Воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, к результату своего труда. Программа «Основы декоративно-прикладного искусства» составлена на основе программы О.А. Кожина «Декоративно-прикладное искусство». Большие возможности для обучения и воспитания учащихся заключены в разных видах декоративно-прикладного искусства. Оно способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей учеников и их эстетическому воспитанию. Разнообразие произведений декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся в процессе учебы, развивают у них эстетическое отношение к действительности. Процесс эстетического познания учениками произведений re XC hange E O W U B ac .c tr декоративно - прикладного искусства на занятиях включает в себя как восприятие произведений, так и практическую работу учащихся. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Учащимися становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата. Формируется ценные навыки обращения с разными материалами и инструментами. По мере освоения разнообразных умений возрастают возможности для реализации молодыми людьми своих творческих замыслов. Развивать творчество молодежи можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материала. В процессе работы с этими материалами учащиеся познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у молодежи закрепляются знания эталонов и формы цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Учащиеся учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различие, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет учащимися огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ученика стремление добиваться положительного результата. Реализация национально-регионального компонента Реализация национально-регионального компонента на уроках основы прикладного искусства позволяет: Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; Достичь оптимального для каждого уровня развития; Сформировать систему универсальных учебных действий; Сформировать навыки работы с информацией. Актуальность Народное и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. Дымковские игрушки, шкатулки с лаковым покрытием вносят в нашу жизнь праздничность и красоту. Гжельская керамика, хохломская посуда, городецкие блюдца и доски, берестяные туеса все больше входят в наш быт не как предметы утилитарные, а как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняя историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. Чтобы привить любовь к народному искусство, сохранить народные традиции вводится программа «Основы декоративно - прикладного искусства», которая рассчитана для обучающихся 10класса, из расчѐта 34 часа на каждый год. По реализации данной программы обучающиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное, на занятиях по декоративноприкладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников. Предполагаемые результаты: По окончании обучения по данной программе учащиеся должны знать и уметь: 1. Виды декоративно-прикладного искусства. 2. Уметь стилизовать природные формы. 3. Работать с различными материалами и в разных техниках. 4. Уметь использовать ритм, линию, силуэт, цвет, пропорции, форму, как средства художественной выразительности при создании образа декоративной вещи. om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- 5. Различать и узнавать виды художественных промыслов. 6. Уметь декорировать формы, предметы и элементы интерьера. 7. Овладеть техническими навыками выполнения различных росписей. 8. Приобрести навыки конструирования и моделирования из различных материалов. 9. Уметь грамотно вести работу с точки зрения композиции декоративноприкладного искусства. 10. Уметь разбираться в художественно-выразительных особенностях языка декоративно-прикладного искусства. 11. Уметь применять полученные знания на практике. Формы учѐта знаний, умений. 1. Тематические выставки согласно тематического плана. 2. Традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам. 3. Выполнение самостоятельной творческой работы. Результаты изучения курса Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуальноличностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности. Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности. Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные и метапредметные результаты В результате изучения курса будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнѐра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Личностные универсальные учебные действия. Уобучающихся будут сформированы: 1. широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; 2. интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; 3. устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; 4. адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: 1. внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; 2. выраженной познавательной мотивации; 3. устойчивого интереса к новым способам познания; 1. адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; Регулятивные универсальные учебные действия обучающийся научится: 1. принимать и сохранять учебно-творческую задачу; 2. планировать свои действия; 3. осуществлять итоговый и пошаговый контроль; 4. адекватно воспринимать оценку учителя; 5. различать способ и результат действия; 6. вносить коррективы в действия на основе их оценки и учѐта сделанных ошибок; 7. выполнять учебные действия в материале, речи, уме. Обучающийся получит возможность научиться: 1. проявлять познавательную инициативу; 9. самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; 10. преобразовывать практическую задачу в познавательную; 11. самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия, учащиеся смогут: k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- 1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; владеть монологической и диалогической формой речи. осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; Познавательные универсальные учебные действия обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте; обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку); подводить под понятие; устанавливать аналогии; проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B k lic ac .c tr использованию методов и приѐмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность: Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; Достичь оптимального для каждого уровня развития; Сформировать систему универсальных учебных действий; Сформировать навыки работы с информацией. Формы организации работы. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом практическую реализацию. Программа предполагает работу с учащимися в форме занятий, совместной работе учеников с учителем, а так их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению учащихся меняется по мере овладения учениками навыками раскроя и шитья. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества учащихся в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества молодежи. Все задания соответствуют по сложности учащимся определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ученика и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Образные представления у молодого поколения значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас молодежи. Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в om to C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac Учебно-тематический план 10 класс (1 час в неделю) № Наименование темы Кол-во часов 1 2 Вводное занятие Работа с бумагой (оригами, пейт – арт, папье-маше) Выставка работ Работа с хлебным мякишем и пластилином Творческая работа Работа с природными материалами (береста, шишки, орехи, камушки, солома) Тематическая выставка проектных поделок Работа с тканью 1 6 3 4 5 6 7 8 Общее кол-во часов 1 7 7 1 9 8 1 10 6 Теория Практи ка 1 1 6 1 7 Формы контроля опрос Защита 1 9 Защитапрезентац ия 1 6 .c tr выборе способов изготовления игрушек. Работа в уроках основана на свободном выборе и доброжелательном участии в ней учащихся, на совместном продуктивном сотрудничестве. Виды учебной деятельности учащихся: простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания; моделирование, конструирование из разных материалов; решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач ( оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы). om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 9 8 9 1 0 Выставка презентация готовых изделий Отчетная выставка работ учащихся Резерв Итого 7 1 1 1 1 35 1 35 1 30 5 ac .c tr презентац ия 1 om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a защита Вводное занятие 1 час; Работа с бумагой 6 час.; Работа с тестом и пластилином 8 час.; Работа с природными материалами 10 час.; Работа с тканью 7 час.; Отчетная выставка работ учащихся 1 час; Резерв 1 час. Содержание курса 10 класс (35 часа) Первый год обучения направлен на удовлетворение интересов молодежи в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага, картон и т.д.), знакомство с историей 8 данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места. Занятие 1. Вводное занятие. (1ч.) Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. 2. Работа с бумагой (6ч). Создание занимательных игрушек из бумаги. Практическая работа: выполнение творческих работ в технике бумажной пластики. Овладение японским искусством складывания из бумаги - оригами. Практическая работа: конструирование фигурок в технике оригами. Работа с тестом и пластилином. (8ч.) Познакомить с видами и способами лепки из пластилина и теста, с видами глиняных народных игрушек. Практическая работа: изготовить изделия для украшения своей квартиры, подарки друзьям и близким. Работа с природными материалами. (10ч.) Дары леса. Заготовка природного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Практическая работа: природный материал для изготовления фигурок, аппликаций, букетов, тематических композиций. Умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Практическая работа: выполнение работ из различных природных материалов. Работа с тканью. (6ч.) Выполнение изделий из ткани и других волокнистых материалов, виды работ, технологий изготовления. Практическая работа: выполнение подарков к празднику, изготовление игрушек, сувениров, украшений. Занятие 7. Отчетная выставка работ учащихся (1ч.) Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ учащихся. Организация проведения школьной выставки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ. Практическая работа: проведение выставки. Резерв 1 ч. re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Список литературы для учителя 1. Григорьев, Е. И. Современные технологии социально - культурной деятельности [Текст]/ Е. И. Григорьев.- Тамбов, 2004.- 60с. 2. Иванченко, В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. [Текст] : Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК /В.Н. Иванченко.Ростов: Из-во Учитель, 2007. -288с. 3. Беспятова ,Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст]/ Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. Дополнительная литература: 1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества[Текст] : учебно – методическое пособие /С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347с. 2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. [Текст]/ П. П. Блонский. - Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 278с. 3. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия [Текст]/ И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994. - 32с. 4. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей [Текст]/ З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15. 5. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров[Текст]: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений / 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с. 6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; re XC hange E O W U B ac .c tr под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).] 7. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. [Текст]/ - М.: 1975. - 112с. 8. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с. 9. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения). 10. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. 11. Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49. 12. Сборник om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re