XC hange E O W U B (CO|JIACOBAHO> dACCMOTPEHO) 3au. [zpeKropa no YBP MO llpororor Ns / or << t3 >> OI 2021r. e%aZ <<2d >> 4 Pafic 3.1I. PAEOTIAS fIPOTPAMMA TIO YqEEHOIVT TIPEAMETY <@I{3IT[TE CKA.fl KYJIbTYPA> K.nacc:10 Vponenr: 6asosrrfi Cpon peaJrr3arlrr [porpaMMbl: 1 ro.q Cocraszreru: f{Lrrenb Slasuvecxofi xynrrypu Kypeen E.A. r. Ynau-Ygs,202l r. 2o2lr. ac .c tr om to k lic C om k lic C .c AAMI4HINCTPAIIIS f OPOAA YJIAH-YA3 KOMI,ITET IIO OEPA3OBAHI,IIO |OPOAA YJIAH-YA3 MYHI{UUTIAJIbHOE EIOAXETHOE OEIIIEOEPA3OBATEJIbHOE YIIPEXAEHI4E (BEtIEPIIf,.fl (CMEHIIAfl) OEIIIEOEPA3OBATEJIbHAfl IIIKOJIA J'{!14> |OPOAA YJIAH-yA3 HA 3ACCAAHI.,II4 t t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w -I' ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Курс «Теоретические основы физической культуры и спорта» в 10 классе является основой физического воспитания учащихся, находящихся в пенитенциарной системе. В сочетании с другими формами обучения достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы образовательного учреждения В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объѐме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа создавалась с учѐтом того, что система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей осужденных-учащихся, их самоопределения. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка теоретических представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определѐнным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к окружающим, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. re XC hange E O W N U B tr a a cke r- s o ft w Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. Нормативно-правовая основа рабочей программы: 1) Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию 2020 г. 2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3) Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3; 4) Закон Республики Бурятия от 01 февраля 1996 г. №250-1 «О физической культуре и спорте (с изменениями и дополнениями на 09. 07. 2018 г.); 5) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; 6) Учебный план общеобразовательного учреждения на 2020-2021 учебный год. 7) Годовой календарный график общеобразовательного учреждения на 2020-2020 учебный год. Общая характеристика курса: Предметом обучения физической культуре в вечерней школе при исправительном учреждении является побуждение учащихся-осужденных к активной двигательной активности, направление и мотивация к ведению здорового образа жизни с общеразвивающей направленностью. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка - одно из основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило, невысокий. Мотивами получения знаний в изучении курса являются приобретение знаний и повышение своего социального уровня, развитию физического состояния тела, навыков ведения здорового образа жизни. Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла бы способствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа с ними. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Место курса в учебном плане: Курс «Теоретические основы физической культуры и спорта» изучается с 10 по 12 класс из расчѐта 1 или 2 ч. в неделю: в 10 классе — 35 ч., в 11 классе — 70 ч., в 12 классе— 35 ч. Реализация национально-регионального компонента предусматривает возможность введения содержания, связанного с географическим, экономическим положением, а также традициями региона (Республики Бурятия). Он отвечает потребностям и om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t .c di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W t a Учебный план – 10 класс (один урок в неделю) 35 часов № Наименование разделов Количество часов 1 Физическая культура древнего мира 11 2 Физическая культура 20 века 7 3 Ф К и спорт в современном обществе 10 4 Ф К и спорт в местах лишения свободы 6 5 Подведение итогов учебного года, задание на каникулы 1 Итого: 35 часов. .c k lic C om k lic C .c tr a cke r- s o ft w интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (бурятского) языка. Республика Бурятия – региональное образование со сложившимися природноклиматическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания курса призван отражать региональное образовательное пространство Бурятии. Реализация регионального компонента в ВСОШ №14 предполагает применение теоретических материалов, дидактических материалов, заданий, тестов составленных с учетом особенностей Республики Бурятия (для предмета курса «Теоретические основы физической культуры и спорта» особое внимание уделяется климатическим особенностям региона, историческом, традиционном наследии). Адаптирует общие сведения курса к практическим реалиям проживания в регионе. om to B U Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС – 35 ЧАСОВ Наименование разделов и тем Кол-во Дата часов Зарождение физической культуры 1 Физическая культура стран Древнего мира – 11 часов Физическая культура стран Древнего Востока 1 Физическая культура стран Древней Индии 1 Физическая культура стран Древнего Китая 1 Физическая культура стран античной Греции 1 Физическая культура древней Эллады, Спарта 1 Физическая культура древних Афин 1 Древнегреческая агонистика 1 Физическая культура Древнего мира 1 Царский период в развитии ФК в древнем 1 Риме Второй период развития ФК в Древнем Риме, 1 гладиаторские школы Третий период развития ФК в древнем Риме 1 «Императорский» Физическая культура 20 века – 7 часов Международное спортивное движение. 1 Становление и развитие. Международное студенческое спортивное 1 движение. Страны мира в контексте физкультуры и 1 спорта. Физкультура и спорт в Советском союзе. 1 СССР на международной арене (1920/30 г. г.) 1 СССР на международной арене (1940/80 г. г.) 1 ФК и спорт в России в конце 20 столетия. 1 Физическая культура и спорт в современном обществе – 10 часов Состояние физической культуры и спорта в 1 мире в настоящее время (обзорная лекция). Состояние физической культуры и спорта в 1 РФ в начале 21 в. и настоящее время. Социальная роль ФК и спорта в развитии 1 общества. Роль физкультуры и общества в 1 формировании личности. Значение ФК и спорта в контексте здорового 1 образа жизни. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 ФК и спорт как социальные феномены 1 общества. Становление и развитие ФК и спорта В 1 Бурятии в начале и середине 20 века. ФК и спорт Бурятии в конце 20, начале 21 1 веков. Национальные виды спорта. 1 Достижения бурятских спортсменов на 1 международной арене. ФК и спорт – в местах лишения свободы – 6 часов ФК и спорт в профилактике заболеваний и 1 укрепления здоровья. Правила поведения, техники безопасности и предупреждение травматизма на занятиях 1 физическими упражнениями. Вредные привычки и их профилактика 1 средствами физической культуры. Утренняя гимнастика в местах лишения 1 свободы. Разминка – важный этап в подготовке организма к занятиям физическими 1 упражнениями. Подведение итогов учебного года, рекомендации осужденным учащимся по 1 поддержание организма в летний период при отбытии наказания. Итого: 35 часов. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, требованиями ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования: k e r- s o ft w a В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию 10 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию; Общетеоретические и исторические сведения; упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств; правила регулирования нагрузки при самостоятельных занятиях. Способы самоконтроля; основы обучения самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления; понятия темп, скорость, объем упражнений предложенного комплекса; значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей и правильной осанки; приемы закаливания во все времена года; правила одной из спортивных игр. Уметь: проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с учителями и сотрудниками учреждения, а также с осужденными, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; Виды и формы контроля: опрос; контрольное задание; контрольный урок; тестирование. om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ac .c tr Перечень учебно – методического обеспечения, список литературы: om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура; Альфа-М, Инфра-М М., 2012. - 336 c. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с. Вайнер Э. Н. Лечебная физическая культура; Флинта, Наука - М., 2015. - 424 c. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина; Медицина М., 2006. - 304 c. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте; Academia - М., 2015. - 272 c. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта; Радуга - М., 2005. - 400 c. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура; СпортАкадемПресс - М., 2015. - 140 c. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 класс. М.; Просвещение 2015. 237 с. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11 класс. М.; Просвещение 2015. 237 с. Очерки по истории физической культуры; Физкультура и спорт - М., 2016. - 208 c. Под редакцией Маргазина В. А., Семеновой О. Н. Гигиена физической культуры и спорта; Спец Лит - М., 2011. - 192 c. Под ред. Столбова В.В., История физической культуры и спорта; Физкультура и спорт М., 2016. - 359 c. Под ред. Г. В. Грецова, А. Б. Янковского. Теория и методика обучения базовым видам, М.: Академия,2013.-288 с. Мантуров С. В., Фомин В. А., Стрельников В. А. Спортивная летопись Бурятии. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящѐнной 75-летию оьразования госорганов управления ФК и С республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1998, стр. 5-14. Санданов Б. Д. Три игры мужей., Улан-Удэ 1993 г. - 160 стр. Карпов А. С., Капустин А. П. Футболу Бурятии 75 лет. Улан-Удэ, 2000 г. – 50 стр. Лыжные гонки в Бурятии. Справочник /сост. В. М. Денисов. Улан-Удэ, 2000 г.- 44 стр. Фомин В. А., Стрельников В. А. Одиссея Олимпийских стартов россиян: Издательство БГУ, 1997 г., 122 стр. re XC hange E O W U B Контрольно-измерительные материалы к промежуточной итоговой аттестации по физической культуре в 10 классе. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Контрольно-измерительные материалы составлены в форме тестов, которые позволяют проверить полученные знания по представленным в учебном плане разделам. Цель тестирования: контроль качества знаний учащегося по предмету «Физическая культура». Задачи тестирования: Проверить усвоение знаний учащегося по пройденным разделам, выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами Тесты составлены в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич;— М.: «Просвещение», 2016г. Предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний учащихся по окончанию 10 класса по предмету «Физическая культура». Задания представлены в форме незавершѐнных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. Утверждения представлены в: - закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 3, 4 предложенных вариантов. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. - открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Критерии оценивания: За каждый правильный ответ участнику дается 1 балл. 100-80 % набранных баллов – «отлично»; 79-60 % набранных баллов – «хорошо»; 59-40 % набранных баллов – «удовлетворительно»; 39% и ниже - «неудовлетворительно». Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов к промежуточной итоговой аттестации по физкультуре в 10 классе. Кодификатор составлен в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич;. — М.: «Просвещение», 2016г. re XC hange E O W t k lic Рассмотрено На заседании МО Протокол №___ От «___» ____ 2020 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Райс З. П. «____» ________ 2020 г. ac .c C om k lic C .c tr АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ГОРОДА УЛАН-УДЭ k e r- s o ft w a «Утверждаю» Директор МБОУ ВСОШ №14 ______________Е. А. Мальцева «____» ________ 2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Теоретические основы физической культуры и спорта» 11 класс Составитель: Куреев Е. А. – учитель физкультуры, Отличник физической культуры РФ, Заслуженный работник физической культуры РБ г. Улан-Удэ 2020 г. om to B U Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Курс «Теоретические основы физической культуры и спорта» в 11 классе является основой физического воспитания учащихся, находящихся в пенитенциарной системе. В сочетании с другими формами обучения достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы образовательного учреждения В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объѐме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа создавалась с учѐтом того, что система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей осужденных-учащихся, их самоопределения. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка теоретических представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определѐнным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к окружающим, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. re XC hange E O W N U B tr a a cke r- s o ft w Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. Нормативно-правовая основа рабочей программы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию 2020 г. 9) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 10) Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3; 11) Закон Республики Бурятия от 01 февраля 1996 г. №250-1 «О физической культуре и спорте (с изменениями и дополнениями на 09. 07. 2018 г.); 12) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; 13) Учебный план общеобразовательного учреждения на 2020-2021 учебный год. 14) Годовой календарный график общеобразовательного учреждения на 2020-2020 учебный год. 8) Общая характеристика курса: Предметом обучения физической культуре в вечерней школе при исправительном учреждении является побуждение учащихся-осужденных к активной двигательной активности, направление и мотивация к ведению здорового образа жизни с общеразвивающей направленностью. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка - одно из основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило, невысокий. Мотивами получения знаний в изучении курса являются приобретение знаний и повышение своего социального уровня, развитию физического состояния тела, навыков ведения здорового образа жизни. Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла бы способствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа с ними. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Место курса в учебном плане: Курс «Теоретические основы физической культуры и спорта» изучается с 10 по 12 класс из расчѐта 1 или 2 ч. в неделю: в 10 классе — 35 ч., в 11 классе — 70 ч., в 12 классе— 35 ч. Реализация национально-регионального компонента предусматривает возможность введения содержания, связанного с географическим, экономическим положением, а также традициями региона (Республики Бурятия). Он отвечает потребностям и om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t .c di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W N U B tr a a cke r- s o ft w интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (бурятского) языка. Республика Бурятия – региональное образование со сложившимися природноклиматическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания курса призван отражать региональное образовательное пространство Бурятии. Реализация регионального компонента в ВСОШ №14 предполагает применение теоретических материалов, дидактических материалов, заданий, тестов составленных с учетом особенностей Республики Бурятия (для предмета курса «Теоретические основы физической культуры и спорта» особое внимание уделяется климатическим особенностям региона, историческом, традиционном наследии). Адаптирует общие сведения курса к практическим реалиям проживания в регионе. УЧЕБНЫЙ ПЛАН – 11 КЛАСС – 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ – 70 ЧАСОВ Количество часов № Наименование разделов 1 Физическая культура и спорт в современном обществе. 14 часов 2 Общетеоретические и исторические сведения. 14 часов 3 Твой организм и здоровый образ жизни. 9 часов 4 Физическая культура и спорт в местах лишения свободы. 15 часов 5 Вековой путь физической культуры и спорта Бурятии 18 часов om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t .c di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B Итого: 70 часов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 9 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Наименование разделов и тем Кол-во Дата часов Физическая культура и спорт в современном обществе – 14 часов Основные понятия и определения курса 1 История возникновения и формирования физической 1 культуры и спорта Социальное значение физической культуры и спорта 1 в современном обществе Современная система физического воспитания в России и других странах мира, еѐ цели и задачи 1 Физическая культура и спорт в ракурсе здорового образа жизни. 1 Значение физкультуры и спорта в жизни человека Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность 1 Роль опарно-двигательного аппарата в выполнении 1 физических упражнений Значение нервной системы в управлении движениями 1 и регуляции систем организма Психические процессы в обучении двигательным 1 действиям Самоконтроль при занятиях физическими 1 упражнениями Основы обучения и самообучения двигательным 1 действиям Личная гигиена в процессе занятий физическими 1 упражнениями Предупреждение травматизма и оказание первой 1 помощи при травмах и ушибах Совершенствование физических способностей 1 Контрольный урок по пройденной теме 1 Общетеоретические и исторические сведения – 14 часов Правовые основы ФК и спорта 1 Понятие о физической культуре личности 1 ФК и спорт в профилактике заболеваний и 1 укрепления здоровья Правила поведения, техника безопасности при 1 выполнении физических упражнений Предупреждение травматизма на занятиях 1 физической культуры и спорта Основные формы и виды физических упражнений 1 Классификация и признаки системы физического 1 воспитания Особенности различных форм занятий физическими 1 упражнениями Адаптивная физическая культура 1 Физическая нагрузка и способы еѐ регулирования 1 Контроль за состоянием физической нагрузки во 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B время занятий ФК и спортом 26 Формы и средства контроля индивидуальной 1 физкультурной деятельности 27 Основы организации двигательного режима 1 28 Контрольный урок по пройденной теме 1 Твой организм и здоровый образ жизни – 9 часов 29 Понятие телосложения и характеристика его 1 основных типов 30 Регулирование (улучшение) телосложения 1 31 Методики регулирования массы тела человека 1 Вредные привычки (курение, наркомания) и их 1 32 профилактика средствами физической культуры 33 Вредные привычки (алкоголь, аноболические 1 препараты, допинг) и их профилактика 34 Современные спортивно-оздоровительные системы 1 физических упражнений Спортивно-оздоровительная система физических 35 упражнений в местах лишения свободы 1 36 Современное олимпийское и физкультурно-массовое 1 движение 37 Контрольный урок по пройденной теме 1 Физическая культура и спорт в местах лишения свободы –15 часов 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Физкультура в местах лишения свободы, выбирайте 1 виды спорта Основы техники безопасности при занятиях 1 игровыми видами спорта в ИУ Основы техники безопасности при занятиях легкой атлетикой (бег, прыжки) гимнастикой в условиях ИУ 1 Разминка – основное условие для человека при 1 занятиях ФК и спортом в условиях УИС Развитие физических качеств осужденного при 1 занятиях спортом Атлетическая гимнастика в повседневной жизни 1 осужденного Комплекс упражнений утренней гимнастики в 1 условиях УИС Оздоровительный бег в местах лишения свободы и 1 его преимущества перед другими видами спорта Футбол в местах лишения свободы и его значение для 1 перевоспитания осужденных Комплексный подход (занятия ФК и спортом + ведение здорового образа жизни в 1 совершенствовании тела и духа Гиревой спорт в местах лишения свободы 1 Спортивные игры в местах лишения свободы 1 Настольные игры в местах лишения свободы 1 Правила проведения соревнований по видам спорта 1 Контрольный урок по пройденной теме 1 Вековой путь физической культуры и спорта Бурятии – 18 часов Физическая культура в дореволюционный период 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65-66 67 67 68 69 70 Физическая культура и спорт в Бурятии в годы советской власти (1917 – 1945 г.г.) Физическая культура и спорт в 30 – 40 годы 20-го столетия. Контрольный урок Спортивное движение в послевоенные годы Волейбол, футбол в Бурятии Пулевая стрельба, лыжный спорт Бурятии Лѐгкая атлетика Республики Бурятия Конькобежный спорт Бурятии Велоспорт, шахматы, шашки Бурятии Развитие бокса Бурятии Стрельба из лука – становление , развитие Вольная борьба Бурятии – становление, развитие Контрольный урок Национальные виды сорта Бурятии Новый этап развития физкультуры и спорта в Бурятии Лучшие спортсмены и тренеры – гордость бурятского спорта Подведение итогов за учебный год Итого – 70 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, требованиями ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования: k e r- s o ft w a В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию 11 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию; Общетеоретические и исторические сведения; упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств; правила регулирования нагрузки при самостоятельных занятиях. Способы самоконтроля; основы обучения самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления; понятия темп, скорость, объем упражнений предложенного комплекса; значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей и правильной осанки; приемы закаливания во все времена года; правила одной из спортивных игр. Уметь: проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с учителями и сотрудниками учреждения, а также с осужденными, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; Виды и формы контроля: опрос; контрольное задание; контрольный урок; тестирование. om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ac .c tr Перечень учебно – методического обеспечения, список литературы: om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура; Альфа-М, Инфра-М М., 2012. - 336 c. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с. Вайнер Э. Н. Лечебная физическая культура; Флинта, Наука - М., 2015. - 424 c. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина; Медицина М., 2006. - 304 c. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте; Academia - М., 2015. - 272 c. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта; Радуга - М., 2005. - 400 c. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура; СпортАкадемПресс - М., 2015. - 140 c. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 класс. М.; Просвещение 2015. 237 с. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11 класс. М.; Просвещение 2015. 237 с. Очерки по истории физической культуры; Физкультура и спорт - М., 2016. - 208 c. Под редакцией Маргазина В. А., Семеновой О. Н. Гигиена физической культуры и спорта; Спец Лит - М., 2011. - 192 c. Под ред. Столбова В.В., История физической культуры и спорта; Физкультура и спорт М., 2016. - 359 c. Под ред. Г. В. Грецова, А. Б. Янковского. Теория и методика обучения базовым видам, М.: Академия,2013.-288 с. Мантуров С. В., Фомин В. А., Стрельников В. А. Спортивная летопись Бурятии. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящѐнной 75-летию образования госорганов управления ФК и С республики Бурятия. – Улан-Удэ, 1998, стр. 5-14. Санданов Б. Д. Три игры мужей., Улан-Удэ 1993 г. - 160 стр. Карпов А. С., Капустин А. П. Футболу Бурятии 75 лет. Улан-Удэ, 2000 г. – 50 стр. Лыжные гонки в Бурятии. Справочник /сост. В. М. Денисов. Улан-Удэ, 2000 г.- 44 стр. Фомин В. А., Стрельников В. А. Одиссея Олимпийских стартов россиян: Издательство БГУ, 1997 г., 122 стр. re XC hange E O W U B Контрольно-измерительные материалы к промежуточной итоговой аттестации по физической культуре в 11 классе. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Контрольно-измерительные материалы составлены в форме тестов, которые позволяют проверить полученные знания по представленным в учебном плане разделам. Цель тестирования: контроль качества знаний учащегося по предмету «Физическая культура». Задачи тестирования: Проверить усвоение знаний учащегося по пройденным разделам, выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами Тесты составлены в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич;— М.: «Просвещение», 2016г. Предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний учащихся по окончанию 11 класса по предмету «Физическая культура». Задания представлены в форме незавершѐнных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. Утверждения представлены в: - закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 3, 4 предложенных вариантов. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. - открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Критерии оценивания: За каждый правильный ответ участнику дается 1 балл. 100-80 % набранных баллов – «отлично»; 79-60 % набранных баллов – «хорошо»; 59-40 % набранных баллов – «удовлетворительно»; 39% и ниже - «неудовлетворительно». Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов к промежуточной итоговой аттестации по физкультуре в 11 классе. Кодификатор составлен в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич;. — М.: «Просвещение», 2016г. re XC hange E O W t k lic Рассмотрено На заседании МО Протокол №___ От «___» ____ 2020 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Райс З. П. «____» ________ 2020 г. ac .c C om k lic C .c tr АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 ГОРОДА УЛАН-УДЭ k e r- s o ft w a «Утверждаю» Директор МБОУ ВСОШ №14 ______________Е. А. Мальцева «____» ________ 2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Теоретические основы физической культуры и спорта» 12 класс Составитель: Куреев Е. А. – учитель физкультуры, Отличник физической культуры РФ, Заслуженный работник физической культуры РБ г. Улан-Удэ 2020 г. om to B U Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Курс «Теоретические основы физической культуры и спорта» в 12 классе является основой физического воспитания учащихся, находящихся в пенитенциарной системе. В сочетании с другими формами обучения достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность. Цели и задачи, решаемые при реализации данной рабочей программы образовательного учреждения В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3 отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объѐме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ. Данная программа создавалась с учѐтом того, что система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей осужденных-учащихся, их самоопределения. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач: • укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; • формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; • формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей; • выработка теоретических представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий; • формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; • приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определѐнным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к окружающим, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности. re XC hange E O W N U B tr a a cke r- s o ft w Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. Нормативно-правовая основа рабочей программы: Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по состоянию 2020 г. 16) Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 17) Федеральный закон «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3; 18) Закон Республики Бурятия от 01 февраля 1996 г. №250-1 «О физической культуре и спорте (с изменениями и дополнениями на 09. 07. 2018 г.); 19) Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; 20) Учебный план общеобразовательного учреждения на 2020-2021 учебный год. 21) Годовой календарный график общеобразовательного учреждения на 2020-2020 учебный год. 15) Общая характеристика курса: Предметом обучения физической культуре в вечерней школе при исправительном учреждении является побуждение учащихся-осужденных к активной двигательной активности, направление и мотивация к ведению здорового образа жизни с общеразвивающей направленностью. Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка - одно из основных средств исправления и ресоциализации осужденных. Образовательный уровень осужденных, как правило, невысокий. Мотивами получения знаний в изучении курса являются приобретение знаний и повышение своего социального уровня, развитию физического состояния тела, навыков ведения здорового образа жизни. Развитию и закреплению у осужденных этих положительных мотивов могла бы способствовать грамотно организованная индивидуальная и групповая работа с ними. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм. Место курса в учебном плане: Курс «Теоретические основы физической культуры и спорта» изучается с 10 по 12 класс из расчѐта 1 или 2 ч. в неделю: в 10 классе — 35 ч., в 11 классе — 70 ч., в 12 классе— 35 ч. Реализация национально-регионального компонента предусматривает возможность введения содержания, связанного с географическим, экономическим положением, а также традициями региона (Республики Бурятия). Он отвечает потребностям и om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t .c di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W N U B k lic tr a a cke r- s o ft w интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (бурятского) языка. Республика Бурятия – региональное образование со сложившимися природноклиматическими, экономическими, социокультурными и историческими особенностями. Региональный компонент содержания курса призван отражать региональное образовательное пространство Бурятии. Реализация регионального компонента в ВСОШ №14 предполагает применение теоретических материалов, дидактических материалов, заданий, тестов составленных с учетом особенностей Республики Бурятия (для предмета курса «Теоретические основы физической культуры и спорта» особое внимание уделяется климатическим особенностям региона, историческом, традиционном наследии). Адаптирует общие сведения курса к практическим реалиям проживания в регионе. Учебный план – 12 класс – 1 час в неделю, всего 35 часов № Наименование разделов Количество часов 1 Повторение пройденного в 10-11 классе. 4 2 Базовые виды спорта школьной программы. 9 3 Твой организм. 6 4 Основные элементы развития физической культуры человека. 15 Резерв Итого: 35 часов. 1 om to .c C om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t .c di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – 12 КЛАСС № Наименование разделов и тем Физическая культура и спорт в современном мире Повторение пройденного в 10-11 классах 2 Что такое физическая культура и спорт 3 Когда и как возникли физическая культура и спорт 4 Олимпийские игры древности и современность Базовые виды спорта школьной программы 5 Баскетбол 6 Гандбол – ручной мяч 7 Волейбол 8 Футбол 9 Гимнастика с элементами акробатики 10 Лѐгкая атлетика – королева спорта 11 Лыжный спорт – лыжная подготовка 12 Спортивные единоборства 13 Плавание Твой организм 14 Основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка 15 Сердце, кровеносные сосуды 16 Органы чувств 17 Мозг и нервная система 18 Органы дыхания 19 Органы пищеварения Основные элементы развития физической культуры человека 1 Кол-во часов 1 3 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 15 20 21 22 23 24 25 26 Личная гигиена Закаливание Пища и питательные вещества Вода и питьевой режим Тренировка ума и характера Самоконтроль при занятиях ФК и спором Спортивная одежда и обувь на занятиях спортом 1 1 1 1 1 1 1 27 Как правильно начать заниматься спортом в местах лишения свободы и тренироваться 1 Дата ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 28 29 30 31 33 34 35 Утренняя гимнастика в местах лишения свободы – залог здорового образа жизни Совершенствование координационных способностей – необходимые условия занимающихся ФК и спортом Атлетическая гимнастика в местах лишения свободы Оздоровительный бег – в местах лишения свободы и его польза для здоровья 1 Туризм – история развития, виды, значение 1 1 1 Итоговое занятие. Подведение итогов года Резерв учителя Итого: 35 часов 1 1 1 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленными ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, требованиями ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования: k e r- s o ft w a В результате освоения программного материала учебного предмета «физическая культура» учащиеся по окончанию 12 класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Знать: правила безопасного поведения на занятиях по физическому воспитанию; основные общетеоретические и исторические сведения, полученные в процессе изучения данного теоретического курса; упражнения и простейшие комплексы упражнений для самостоятельного развития физических качеств; правила регулирования нагрузки при самостоятельных занятиях. Способы самоконтроля; основы обучения самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти, мышления; понятия темп, скорость, объем упражнений предложенного комплекса; значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей и правильной осанки; приемы закаливания во все времена года; правила одной из спортивных игр. Уметь: проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения; разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности; контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций; управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с учителями и сотрудниками учреждения, а также с осужденными, владеть культурой общения; соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях; Виды и формы контроля: опрос; контрольное задание; контрольный урок; тестирование. om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B ac .c tr Перечень учебно – методического обеспечения, список литературы: om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура; Альфа-М, Инфра-М М., 2012. - 336 c. Барчуков И.С. Физическая культура: учеб. для студентов вузов/И. С. Барчуков; под ред. Н. Н. Маликова.-7-е изд., стер.- М.: Академия, 2013.-528 с. Вайнер Э. Н. Лечебная физическая культура; Флинта, Наука - М., 2015. - 424 c. Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина; Медицина М., 2006. - 304 c. Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте; Academia - М., 2015. - 272 c. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта; Радуга - М., 2005. - 400 c. Литош Н. Л. Адаптивная физическая культура; СпортАкадемПресс - М., 2015. - 140 c. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 8-9 класс. М.; Просвещение 2015. 237 с. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура. 10-11 класс. М.; Просвещение 2015. 237 с. Очерки по истории физической культуры; Физкультура и спорт - М., 2016. - 208 c. Под редакцией Маргазина В. А., Семеновой О. Н. Гигиена физической культуры и спорта; СпецЛит - М., 2011. - 192 c. Под ред. Столбова В.В., История физической культуры и спорта; Физкультура и спорт М., 2016. - 359 c. Под ред. Г. В. Грецова, А. Б. Янковского. Теория и методика обучения базовым видам, М.: Академия,2013.-288 с. re XC hange E O W U B Контрольно-измерительные материалы к промежуточной итоговой аттестации по физической культуре в 12 классе. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Контрольно-измерительные материалы составлены в форме тестов, которые позволяют проверить полученные знания по представленным в учебном плане разделам. Цель тестирования: контроль качества знаний учащегося по предмету «Физическая культура». Задачи тестирования: Проверить усвоение знаний учащегося по пройденным разделам, выработать умения пользоваться контрольно-измерительными материалами Тесты составлены в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич;— М.: «Просвещение», 2016г. Предлагаются задания, соответствующие требованиям к минимуму знаний учащихся по окончанию 12 класса по предмету «Физическая культура». Задания представлены в форме незавершѐнных утверждений, которые при завершении могут оказаться либо истинными, либо ложными. Утверждения представлены в: - закрытой форме, то есть с предложенными вариантами завершения. При выполнении этих заданий необходимо выбрать правильное завершение из 3, 4 предложенных вариантов. Правильным является только одно – то, которое наиболее полно соответствует смыслу утверждения. - открытой форме, то есть без предложенных вариантов завершения. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать слово, которое, завершая утверждение, образует истинное высказывание. Критерии оценивания: За каждый правильный ответ участнику дается 1 балл. 100-80 % набранных баллов – «отлично»; 79-60 % набранных баллов – «хорошо»; 59-40 % набранных баллов – «удовлетворительно»; 39% и ниже - «неудовлетворительно». Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов к промежуточной итоговой аттестации по физкультуре в 12 классе. Кодификатор составлен в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования, на основе следующих авторских программ: Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений: комплексная программа по физическому воспитанию: 1–11 кл. / В. И. Лях, А. А. Зданевич;. — М.: «Просвещение», 2016г. re XC hange E O W U B Согласовано: Руководитель МО школы ______________ А. «____» 2020 г. k lic ac .c tr k e r- s o ft w a Согласовано: Зам директора по УВР Утверждаю: Директор ____________ Райс З. П. Мальцева Е. «___» 2020 г. «____» 2020 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 12 КЛАССОВ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 год Составитель: Куреев Е. А. – учитель физкультуры. Отличник физической культуры РФ, Заслуженный работник физической культуры РБ Улан-Удэ 2020 г. om to АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОРОДА УЛАН-УДЭ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕИНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 ГОРОДА УЛАН-УДЭ C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B k lic ac .c tr om to ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Данная рабочая программа разработана для учащихся 12 классов вечерней (сменной) общеобразовательной школы и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления, рабочая программа рассчитана на 34 учебных часов (занятий) из расчѐта 1 час в неделю. Программа реализуется на занятии, которое проводится один раз в неделю. Сроки реализации программы один учебный год. В основе принципов создания программы лежит концепция личностноориентированного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса. Программа по настольному теннису направлена на: Реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями осужденных учащихся, материально-технической оснащѐнностью учебного процесса (учебный класс в ИК-2, коридор в ИК-7 с теннисным столом), региональными климатическими условиями и видом учебного заведения ( школа в местах лишения свободы); Соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и от «простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логистике поэтапного его усвоения, перевода учебных занятий в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности; Расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее развитие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явление и процессов; Усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе использования осужденными учащимися освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурнооздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями. Целью рабочей программы по настольному теннису является формирование у осужденных учащихся основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания осужденных по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач: re XC hange E O W U B .c tr Укрепление здоровья, профилактику плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды; Овладение «школой движений»; Развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирование в пространстве) и координационных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости, гибкости) способностей.; Формирования элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияния физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей; Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формирование интересов к определѐнным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта; Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к окружающим, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной активности. ac om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a В основу структуры положена программа, рекомендованная Департаментом образования г, Москвы. Автор доктор педагогических наук В. И. Лях. Задачи: Образовательные Дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис); Обучить осужденных учащихся технике и тактике игры в настольный теннис; Научить правильно регулировать свою учебную нагрузку. Развивающие Развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции; Развивать двигательные способности посредством игры в теннис; Формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями в повседневной жизни. re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a Воспитательные Способствовать развитию социальной активности осужденных учащихся, воспитывать чувство самостоятельности, ответсвенности; Воспитывать толерантность, коммуникабельность, коллективизм, взаимовыручку и взаимопомощь, сохраняя свою индивидуальность; Пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма, профилактические мероприятия по борьбе с гриппом, короновирусной инфекцией. Программа занятий по настольному теннису рассчитана на один год. Занятия проходят 1 раз в неделю по одному часу. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросу техники и тактики игры в настольный теннис. В практической части изучаются технические приѐмы и тактические комбинации. На занятиях по настольному теннису при изучении нового материала и закрепления практических умений и навыков используются различные формы и методы, соответствующие поставленным целям и задачам, содержанию образовательной деятельности. (Это методы словесного восприятия, метод наглядности, практический метод, соревновательная и игровая форма). Наибольший эффект и результат дают игровые и соревновательные формы, которые в основном и используются на занятиях. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения Универсальными компетенциями осужденных учащихся являются: Умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еѐ цели; Умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать с окружающими в достижении общих целей; Умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия с одноклассниками. Личностными результатами освоение учащимися содержания курса являются следующие умения: Активно включаться в общение и взаимодействие с одноклассниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи, сопереживания; Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- Оказывать бескорыстную помощь своим товарищам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; Общаться и взаимодействовать с одноклассниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; Обеспечивать защиту и сохранность окружающей среды во время отдыха и занятий физической культурой; Организовать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий; Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе еѐ выполнения; Анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; Видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; Оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; Управлять эмоциями в обращении с окружающими, сохранять хладнокровие, сдержанность и рассудительность; Технически правильно выполнять приѐмы настольного тенниса, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Предметными результатами освоения осужденными учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения: Представлять настольный теннис как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; Оказывать посильную помощь и моральную поддержку одноклассникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; Участвовать в организации и проведении элементы соревнований их объективное судейство; Бережно обращаться с инвентарѐм и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности в местах проведения занятий и соревнований; В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac .c tr Находить особенности в выполнении двигательных действий разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; Выполнять технические действия настольного тенниса, применять их в игровой и соревновательной деятельности; Применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях. k e r- s o ft w a Требования к уровню подготовки обучающихся К концу первого полугодия: Будут знать: Будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье; Узнают, как правильно распределять свою физическую нагрузку; Узнают правила игры в настольный теннис; Правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни; Знать правила проведения соревнований. Будут уметь: Провести специальную разминку для теннисиста; Овладеют основами техники настольного тенниса; Овладеют основами судейства в теннисе; Смогут составить график соревнований и победителя. om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- определить Разовьют следующие качества: Улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость; Улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам; Повысят адаптивные возможности организма- противостояние условиям внешней среды стрессового характера; Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий. К концу второго полугодия: Будут знать: Расширят знания о технических приѐмах в настольном теннисе; Получат распространѐнные знания о положении дел в современном настольном теннисе. re XC hange E O W U B ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- Будут уметь: Проводить специальную разминку для теннисиста; Овладеют различными приѐмами техники игры в настольный теннис; Освоят приѐмы тактики игры в настольный теннис; Овладеют навыками судейства в настольном теннисе; Овладеют навыками общения в коллективе теннисистов; Будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во внеурочное время. k e r- s o ft w a Разовьют следующие качества: Улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к продолжительным физическим нагрузкам; Повысят уровень противостояния организма обучающихся осужденных стрессовым ситуациям; Освоят подачу мяча, накат справа и слева по диагонали, освоят накат справа и слева поочерѐдно «восьмѐрка»; Освоят накат справа и слева в один угол стола; научатся правильно делать подрезки справа и слева в любом направлении. Формы подведения итогов: Выполнение нормативов, спортивные соревнования, тесты, опрос по правилам игры в настольный теннис. re XC hange E O W U B Учебно-тематический план занятий № п/п Содержание занятий 2 3 4 5 6 7 Развитие настольного тенниса в России Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях Правила игры в настольный теннис Организация и проведение соревнований Общая и специальная физическая подготовка Техника и тактика игры Контрольные игры и соревнования Итого k e r- s o ft w a Количество Всего 1 ac .c tr 1 Теоретические сведения 1 Практические занятия 0 1 1 0 1 1 1 1 0 8 0 8 18 4 1 0 17 4 34 3 31 om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- Содержание рабочей программы Развитие настольного тенниса в России: Описание игры, еѐ возникновение и развитие. Гигиенические сведения: Режим дня, режим питания, питьевой режим. Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена места занятий: Значение разминки. Правила поведения и меры безопасности на занятиях настольным теннисом. Правила игры в настольный теннис: Основные правила игры в настольный теннис, правила проведения соревнований. Общая и специальная физическая подготовка re XC hange E O W U B ac .c tr Значение общей и специальной физической подготовки для учащихся, занимающихся настольным теннисом; Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства. Разминка, общеразвивающие упражнения перед началом основной части урока и началом игры в настольный теннис. k e r- s o ft w a Техника и тактика игры Набивание мяча ладонной стороной ракетки; Набивание мяча тыльной стороной ракетки; Набивание мяча поочерѐдно ладонной и тыльной стороной ракетки; Накаты справа налево; Накаты слева на право; Атакующие удары справа налево; Подрезки справа и слева в любом направлении; Отработка техники подачи, выполнение подачи разными ударами; Игра в разных направлениях; Игра на счѐт разученными ударами; игра коротких и длинных мячей; Отработка ударов накатом; Отработка ударов срезкой; Поочерѐдные удары левой и правой стороной ракетки; Основа тактики игры. Тематическое планирование Тема учебного занятия 1. Физическая культура и спорт в России. Состояние и развитие настольного тенниса в России. 2. Гигиенические сведения. Значение разминки. Техника безопасности. 3. Специальные термины. Основы техники и тактики игры. 4. Упражнения на быстроту и ловкость. 5. Упражнения на гибкость. 6. Силовые упражнения. 7. Упражнения на выносливость. 8. Стойка игрока. Хват ракетки. Упражнение с ракеткой и шариком. 9. Техника подачи подставкой. Количество часов Всего Теория Практика 1 1 1 1 1 1 3 1 2 2 2 3 1 3 1 2 2 2 1 om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B 10. Игра подставкой справа и слева. 11. Атакующие удары по диагонали. 12. Игра в защите. 13. Тактические схемы. 14. Выполнение подач разными ударами. 15. Игра в разных направлениях. 16. Игра на счѐт разученными ударами. 17. Игра с коротких и длинных мячей. 18. Отработка ударов накатом. 19. Отработка ударов срезкой. Поочерѐдные удары правой и левой стороной ракетки. ИТОГО 3 1 1 1 2 2 2 1 2 2 2 34 ac .c tr 3 1 1 k e r- s o ft w a 1 2 2 2 1 2 2 2 5 29 Материально-техническое обеспечение В школе необходимо иметь: спортивный класс, отвечающий элементарным требованиям для игры в настольный теннис. Для проведения систематических занятий по настольному теннису в каждом учебном году необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь: 1. Стол для игры в настольный теннис – 1 шт. 2. Ракетки теннисные – 10 шт. 3. Гимнастические стенки – 3 шт. 4. Скакалки – 10 шт. 5. Мячики теннисные – 100 шт. 6. Секундомер – 1 шт. 7. Рулетка – 1 шт. ЛИТЕРАТУРА: 1. Шаповалова О. Теннис для начинающих- М; Вече, 2018. 2. Машка Олдржик, Шафаржик В. Начальная школа тенниса – М.; ВИСПО, 2016. 3. Ю. П. Байгулов «Настольный теннис вчера, сегодня, завтра». Москва. «Физкультура и спорт» 2017. 4. В. И. Лях.Физическа культура. Москва. Просвещение. 2018 г. 5. Национальная информационная сеть «Спортивная Россия» http://www.infosport/ru/ 6. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту http:lib.sportedu.ru/hress/. НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12 КЛАСС – 34 ЧАСА Наименование разделов и тем Количество Дата часов проведения История развития тенниса. Техника безопасности на занятиях 1 настольным теннисом. Стойка игрока. Держание ракетки. 1 ОФП. Набивание мяча тыльной и ладонной 1 стороной ракетки. Упражнение у стены с ракеткой 1 Подвижные игры с ракеткой и 1 шариком Различные варианты челночного 1 бега. Прыжки через скакалку Подача подставкой. СФП 1 Игра подставкой справа. ускорение 1 из различных исходных положений Игра подставкой слева. Ускорение из 1 различных исходных положений Упражнения для совершенствования 1 подставки мяча справа и слева Атакующие удары по диагонали 1 Упражнения на развитие гибкости. 1 Подачи мяча Прыжковые упражнения 1 Подачи мяча по диагонали 1 Игра в защите. ОФП 1 Тактические схемы. Одиночные игры 1 Подача мяча накатом. Подвижная 1 игра «восьмѐрка» Подача мяча «подрезкой» 1 Учебная игра в различных 1 направлениях Учебные игры с использованием 1 изученных технических приѐмов Упражнения с ракеткой и мячом в 1 движении и у стенки Упражнения для совершенствования 1 подач мяча. СФУ Игра на счѐт различными ударами. 1 ОФП Игра на счѐт различными ударами. 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B Прыжковые упражнения 25 Игра с коротких и длинных мячей. ОФУ 26 Удары «накатом» слева направо. ОФУ 27 Удары «накатом» справа налево. ОФУ 28 Срезка справа. СФУ 29 «Срезка» слева. СФУ 30 Применение приѐма «срезка» в игре 31 Поочерѐдные удары правой и левой стороной ракетки 32 Поочерѐдные удары правой и левой стороной ракетки. Прыжковые упражнения 33 Учебные игры с заданиями 34 Соревнования в группах, парные игры ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re