Робочая прогарммма Основы шахмотной культуры - 12 класс (2021-2022)

XC

hange E

O
W
U
B

ac

KOMIITET TIO OEPA3OBAHIIIO TOPOAA YJIAH-Y.II?

(BEIIEPH'' (CMEHHAS) OEIIIEOEPA3OBATE"IIbHA' IUKOJIA JG14> TOPOAA

dACCMOTPEHO>
HA 3ACCNAHI{I,I

flpororon
or << 23 >>

(COIJIACOBAHO>

MO

3arvr. 4IapeKropa

&cr/

03

2021r.

PABOI{A.fl TIPOIPAMMA
uo yTIEEHOMy ITPEAMETy
(OCHOBbI IIIAXMATHOR KYJIbTYPbb>
K.nacc:

YJTAH-YA3

l2

Vponenu: 6a:oerrfi
Cporc peaJr[3arl[r [porpaMMbr:

1 roA

Cocraeurertr:
f{Lrrenb Sr.rcuxra
uepnofi Kareropt4r4
Kosauon H.A.

r. Ynan-Y4e,2021 r.

no

VBP

Pafic 3.1I.

.'

.

.c

tr

om

to
k
lic
C

om

k
lic
C

.c

MMrrHrrcTpArlnr ropoAA yJrAH_yA3
MYHIIITIIAJIbHOE EIOAXETHOE OEIIIEOEPA3OBATEJIbHOE YIIPEXAEHI4E

I

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

hange E

U

Y

N

O
W

t

C

ac

k e r- s o ft w a

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ.
№
п/п
1

2

3

4
5

Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской
Федерации» (в редакции от 03.07.2016 № 359-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от
08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 "О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271". О введении предмета
«Шахматы» в школе
Школьный компонент стандарта общего образования.

2. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
• Комплекты шахмат — для изучения принципов игры и проведения соревнований;
• Демонстрационная доска — позволяет показывать на аудиторию различные
варианты игры и учебные партии.
• Шахматные часы – для проведения соревнований.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Основы шахматной культуры» позволяет реализовать требования
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования –
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного
информационного общества.
Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций.

.c

k
lic

om

k
lic
C

.c

tr

om

to

B

N
Y
U
B
to

di

!

XC

(Древние мудрецы)

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

F-

«Разумом одерживать победу!»
ww

ww

tr

PD

t

O
W

di

!

hange E

or

PD

XC

or

F-

re

XC

hange E

B

U

Y

N

O
W

t

tr

ac

k e r- s o ft w a

om

to

k

lic

C

k
lic
C

.c

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

om

to

B

U

Y

N

Обучение игре в шахматы помогает многим учащимся не отстать в развитии
от своих сверстников.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И учащийся, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности учащегося происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых
и требуемых в обществе качеств:
А) целеустремленность
Б) волю
В) выносливость
Г) терпение
Д) способность к концентрации внимания
Е) смелость
Ж) расчет
З) умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ученика сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя
гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но
эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана
действий - способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Учащийся, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не
унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что учащиеся, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на
совершенствование у учащихся многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением.
В школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с
давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших
и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. Поэтому
ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

.c

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

B

U

Y

N

O
W

t

tr

ac

k e r- s o ft w a

om

to

k

lic

C

k
lic
C

.c

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

om

to

B

U

Y

N

актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию
содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных
формах познавательной деятельности. В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности учащегося, формирование его творческих
способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому
другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы.
Задачи:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
• воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Обучение осуществляется на
основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого учащегося в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. Основой организации работы с учащимися в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого учащегося своим темпом;
• принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности - у учащихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об
основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у учащихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений
выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у учащегося проходит через ряд этапов
от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов. На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и
репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигураww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

.c

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

B

U

Y

N

O
W

t

tr

ac

k e r- s o ft w a

om

to

k

lic

C

k
lic
C

.c

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

om

to

B

U

Y

N

ми, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления:
анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том
случае, когда большую часть работы учащийся проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает учащемуся выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности учащихся в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
• Участие в турнирах и соревнованиях. Планируемые результаты освоения учебного
занятия (модуля):
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития учащегося, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике. Формы контроля, применяемые
методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу по программе на всём протяжении её реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста качества знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого учащегося его индивидуальный путь развития.
На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности реализации программы учебного
занятия (модуля) осуществляется при выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания могут проводиться в торжественной соревновательной обстановке. Содержание программы учебного занятия (модуля). Начальный
курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен учащимся.
ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

.c

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

O
W

t

Y
U
B

ac

k e r- s o ft w a

Обучающиеся должны знать:
• историю возникновения и развития шахматной игры;
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры. Обучающиеся должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
●Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Обучающиеся должны уметь:
1. Играть партию по правилам от начала до конца
2. Записывать партию и разбирать позицию по своей записи
3. Ставить мат двумя ладьями, двумя слонами и королём и одной ладьёй и королём,а также решать задачи.
4. Проводить пешку в ферзи и препятствовать противнику в проведении пешки.

.c

tr

om

to

k

lic

C

k
lic
C

.c

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

om

to

B

U

Y

N

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий,
создания игровых ситуаций. Особенность программы в том, что на первом году
обучения учащийся делает первые шаги в мире шахмат. Они знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять
различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих учащихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их
позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на
шахматной доске.
Содержание обучения включает непосредственно обучение шахматной игре,
освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

t

N

Год издания

Авторы

Название

1

Уманская Э.Э.,
Волкова Е.И.,
Прудникова Е.А.

Шахматы в школе. 1-ый год обучения.

2016

2

Всеволод
Костров

Современный шахматный
учебник

2016

ac

om

k
lic

tr

.c

.c

№

C

om

to

B

U

Y

N
Y
U
B
to
k
lic
C

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

O
W

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

Издательство
Москва:
Просвещение.
129 стр.
СПб,: Издательский дом «Литера», 2016 г.
384 стр.

re

XC

hange E

O
W
N
Y
U
B

om

k
lic

ac

.c

tr

k e r- s o ft w a

НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
Развитие шахмат в Бурятии.

1

Календарно-тематическое планирование по предмету:
«ФИЗКУЛЬТУРА» - Основы шахматной игры.

12а, 12б, 12в, 12г класс

1 час в неделю

В течение года возможны коррективы календарно-тематического планирования, связанные с объективными причинами.

№

Содержание

История шахмат. Выдающиеся шахматисты мира.
1 История зарождения шахмат. Шатар. Чемпионы мира.
2 Развитие шахмат в Бурятии.

3
4

5
6
7

t

to

re

№ Наименование разделов
Кол-во часов
1 История шахмат. Выдающиеся шахматисты мира.
2
2 Шахматная доска. Фигуры. Их ценность. Правила
2
игры.
3 Простейшие позиции. Детский мат. Задачи на мат в
4
1 ход.
4 Тактические приёмы. Вилки, связки, ловушки
5
5 Основы развития фигур. Основные дебюты.
7
6 Принципы миттельшпиля. Стратегия шахматной
8
борьбы.
7 Эндшпиль. Основные правила окончания партии.
6
Итого:
34

2

di

!

PD

.c

k e r- s o ft w a

.

.

ac

w

w

C

lic

k

om

to

B

U

Y

N

Учебный план.

ww

ww

tr

F-

C

t

O
W

di

!

hange E

or

PD

XC

or

F-

Шахматная доска. Фигуры, их ценность.
Правила игры.
Начальное расположение фигур на доске. Наименование фигур и
их ценность в процессе игры.
Как играть фигурами и пешками. Ходы и взятие фигур. Превращение пешки. Взятие на проходе. Рокировка.
Простейшие позиции. Детский мат.
Задачи на мат в 1 ход.
Обзор часто встречающихся позиций и простейшие маты. Шах,
мат и пат.
Шахматная нотация. Запись партии.
Детский мат и мат в два хода. Спёртый мат. Линейный мат.

Общее
кол-во
часов по
Раз- те
делу ме
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1

Дата

re

11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

21
22
23
24
25
26
27
28

Основы развития фигур. Основные дебюты.
7 правил развития фигур в начале партии.
Открытые дебюты. Итальянская партия. Изучение итальянской
партии на примерах партий гроссмейстеров.
Испанская партия. Её достоинства и слабости. Как играть против
испанской партии. Разбор испанской партии из практики гроссмейстеров
Один из популярных дебютов – Сицилианская защита. Её разновидности.
Королевский гамбит.
Ферзевый гамбит. Изучение партий мастеров, их дебютные построения.
Соревнования среди учащихся школы.
Принципы миттельшпиля.
Стратегия шахматной борьбы.
Предпосылки комбинаций. Незащищённость фигур.
Двойной удар. Открытое нападение.
Комбинация «Мельница».
Завлечение и отвлечение фигуры. Открытые линии для ладьи.
Блокировка и перекрытие. Промежуточные ходы.
Ослабление позиции неприятельского короля и его использование.
Выгодный и невыгодный размен. Пешкоедство – опасная болезнь.
Принцип ограничения фигур противника.

Эндшпиль. Основные правила окончания партии.
29 Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата.
30 Пешечный прорыв. Король и пешка против короля.
31 Проходная пешка. Как её остановить.
32 Цугцванг. Патовые позиции и как их избежать. Теоретическая
ничья.
33 Мат одной ладьёй и королём. Мат двумя слонами.
34 Командные соревнования между классами.
Итого:

!

di

t

U
B

1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
34

ac

om

to

tr

.c

5

Y

N

O
W

PD

om

.c

9
10

hange E

k

U

B
to
k
lic
C

Тактические приёмы. Вилки, связки, ловушки
Различные типы вилок, их использование.
Связанная фигура. Как использовать её для получения материального перевеса.
Стандартные ловушки в дебюте. Задачи на мат в 2 хода.
Объявление шаха. Защита от шаха.
Двойной шах. Его использование.

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

1

ww

ww

tr

XC

lic

N

Решение задач. Простейшие задачи на мат в 1 ход.

Y

8

F-

C

t

O
W

di

!

hange E

or

PD

XC

or

F-

k e r- s o ft w a

re


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 288-732

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».