Рабочая программа по Астрономии - 11 класс (2021-2022)

XC

hange E

O
W
U
B

(COIJIACOBAHO)

> oy 2o2lr.

PAEOI{A.g IIPOIPAMMA
TIO )TqEBHOMY TIPEAMETY
(ACTPOHOMILfl>
K.rracc:l1

Yponenr: 6a:onrrfi
Cporc peaJrrr3auurr rlporpaMMbl: 1 roA

Cocrasureru:
f{LrreJrb Qn:r,rxz
repnoft Kareropr4r4
KosaHos H.A.

{

k
lic

r. Ynan-Vts,202l r.

Pafic 3.1I.

ac

.c

tr

om

to

KOMI,ITET TIO OEPA3OBAHI{IO TOPONA YJIAH-YA3

P;

C

om

k
lic
C

.c

AIMrrHlrcTPArU4.fl f OPOAA yJIAH-yA3
MYHI{q}IIIAJIbHOE EIOAXETHOE OEI{EOEPA3OBATEJIbHOE YqPE}KAEHI4E
(BELIEPHflfl (CMEHHAI) OEIUEOEPA3OBATEJIbHA.I IIIKOIA J\!14) |OPOAA yJIAII-YA3

'

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

ac

.c

tr

om

to
k
lic

Пояснительная записка

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа
Данная рабочая программа по астрономии для 10 и 11 класса составлена на основе:
• Закон об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с
изменениями 2016-2017 годов
• Учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11
класс», Е. К. Страут 2013 г;
• Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
• Регионального образовательного стандарта.
• Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" с
изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
• Учебный план общеобразовательного учреждения.
Осуществление представленной рабочей программы предполагает использование учебнометодического комплекта:
1. Воронцов-Вельяминов Б.А., Е.К. Страут Е.К.«Астрономия. 11 класс» М: Дрофа, 2013.- 224
с.;
2. Воронцов Б.А, Страут Е.К. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» М:
Дрофа, 2013.- 29[3]c.;
3. Малахова Г.И., Е.К. Страут «Дидактический материал по астрономии», М: «Просвещение»,
2003.- 96с.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы по
астрономии
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
− осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов
природы и формирования естественнонаучной картины мира;
− приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
− овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел
принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам,
навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида
звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
− развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников
информации и современных информационных технологий;
− формирование научного мировоззрения;

re

hange E

N
Y
B
to

•
•
•
•
•
•

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая
физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует
формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами
астрономии являются формирование представлений
о единстве физических законов,
действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции
нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

.c

k

lic

Общая характеристика учебного предмета

om

− формирование навыков использования естественнонаучных и физико- математических
tr
re
ac
k e r- s o ft w a
знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений
современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Как видно из поставленных целей, астрономия призвана стать для каждого ученика 10–
11 классов предметом, формирующим не только единую естественнонаучную картину мира,
но и познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Нельзя не
отметить важную роль предмета в становлении гражданской позиции и патриотическом
воспитании выпускников – Российская Федерация в развитии астрономии, космонавтики и
космофизики всегда занимала лидирующие позиции в мире.
В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются:
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной;
формирование естественнонаучной грамотности;
формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех
космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной
деятельностей;
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
C

.c

om

k
lic
C

t

U

Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

XC

O
W

F-

N

O
W

t

PD

di

!

hange E

or

PD

XC

or

F-

XC

hange E

O
W

t

ac

.c

tr

k e r- s o ft w a

Нормативными основаниями учета национальных, региональных и этнокультурных
особенностей в содержании рабочей программы являются Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации».
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает
реализацию следующих целей:
- достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала
национальных, региональных и этнокультурных особенностей содержания образования,
- сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия
многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
- изучение астрономии максимально приближено к личному опыту учащихся,
формировать осознание необходимости сохранять достижения родного края;
- расширение знаний о регионе: от родного дома к ближайшей округе и Бурятии в
целом, изучение географии края, жизни сибиряков в прошлом и настоящем, знаменитых
граждан города.
Национальные, региональные и этнокультурные особенности реализуются:
№
урока
2
35

Тема

om

k
lic
C

om

.c

to

B

U

Y

N
Y
U
B
to
k
lic
C

Регионально – национальный компонент

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

количеств
о часов
Наблюдения - основа астрономии. Особенности и методы астрономии. 1
Астрономические наблюдения в Бурятии
Возможна ли инопланетная жизнь во Вселенной? Наблюдения НЛО в 1
Улан-Удэ

re

XC

hange E

O
W

t

Наименование разделов
1
2
3
4
5

Введение
Практические основы астрономии
Солнечная система
Солнце и звезды. Наша Галактика – Млечный Путь.
Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной.
ИТОГО:

k
lic

ac

.c

C

om

.c

№

tr

k e r- s o ft w a

Количество
часов
2
5
18
8
3
35

Календарно – тематическое планирование

№

Содержание
Введение

Общее
кол-во
часов по
Раз- те
делу ме
2

1

История астрономии.

1

2

Наблюдения - основа астрономии. Особенности и методы
астрономии. Астрономические наблюдения в Бурятии
Практические основы астрономии

1
5

3

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты.

1

4

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

1

5

Годичное движение Солнца по небу. Эклиптика.

1

6

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

1

7

Время и календарь.

1
Солнечная система

18
1

9

Развитие представлений о строении мира. Системы Птолемея и
Коперника.
Конфигурация планет. Синодический период.

10

Законы движения планет Солнечной системы. Законы Кеплера

1

11

Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

12

Решение задач на расчёт сил тяготения в Солнечной системе.

1

13

Решение задач на расчёт орбит по формулам Кеплера

1

14

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе

1

15

Общие характеристики планет Солнечной системы.

1

16

Происхождение Солнечной системы.

1

17

Система Земля-Луна. Откуда взялась Луна.

1

18

Меркурий – Условия на планете. Возможна ли жизнь на этой
планете.
Венера - Условия на планете. Возможна ли жизнь на этой планете.

1

8

19

1

1

om

to

B

U

Y

N
Y
U
B
to
k
lic
C

Учебный план 10а,10б,10в,11а,11б,11в класс

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

Дата

re

XC

hange E

O
W
U
B

22
23
24

1

Планеты гиганты. Характеристики. Условия на планетах. Возможна
ли жизнь на этих планетах или на их спутниках.
Малые планеты за Нептуном. Пояс Койпера. Облако Оорта.
Условия на этих объектах. Возможна ли жизнь на этих объектах.
Кометы, метеориты, метеоры. Их различия.

Контрольная работа по теме «Солнечная система».
25
Солнце и звезды. Наша Галактика – Млечный Путь.

1
1
1
1
8

26

Солнце – ближайшая звезда. Энергия и температура Солнца.

1

27

Атмосфера Солнца. Солнечная корона.

1

28

1

29

Массы и размеры звезд. Спектральные классы звёзд. Расстояния до
звезд.
Переменные и нестационарные звезды.

30

Наша Галактика.

1

31

Другие звездные системы - галактики. Пульсары.

1

32

Нейтронные звёзды и чёрные дыры

1

33

Контрольная работа на тему: «Солнце и звёзды».

1

Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной.
Основы современной космологии.
34
35

Возможна ли инопланетная жизнь во Вселенной? Наблюдения НЛО
в Улан-Удэ
ИТОГО

1

2
1
1
35

tr

ac

om

.c

Пояс астероидов. Характеристика объектов пояса астероидов.

to

21

1

k

Марс - Условия на планете. Возможна ли жизнь на этой планете.

lic

20

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
N
U
B
k

lic

tr

ac

k e r- s o ft w a

В результате изучения астрономии ученик должен
Знать/понимать:
− смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная
величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор,
метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная,
всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная
классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
− смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная
величина;
− смысл физического закона Хаббла;
− основные этапы освоения космического пространства;
− гипотезы происхождения Солнечной системы;
− основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
− размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра
Галактики.
Уметь:
− приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для
получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с
помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности
на Землю;
− описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и
отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины,
определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
− характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и
свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров
небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
− находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую
Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в
том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
− использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и
звезд на любую дату и время суток для данного населённого пункта;
− использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
− для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат
знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
− для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.

om

to

Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

.c

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

O
W
U

2

3
4

5
6

7

Для учителя
Литература
Авторы, составители

2
3

Годы
издания
Базовый 2018

Б.А.
Воронцов- Учебник
Астрономия
Вельяминов.
Е.К. уровень. 11 класс
Страут
–
5-е
издание, пересмотр.
Кунаш, М. А
Астрономия. 11 класс. Методическое
пособие к учебнику Б. А. ВоронцоваВельяминова,
Е.
К.
Страута
«Астрономия. Базовый уровень. 11
класс»
Малахова Г.И.,
Дидактический
материал
по
Страут Е.К.
астрономии
Кирик Л.А.,
Астрономия.
Разноуровневые
Бондаренко К.П.
самостоятельные работы с примерами
решения задач
Гусев Е.Б.
Сборник вопросов и качественных
задач по астрономии
Страут Е.К.
Астрономия:
Дидактические
материалы
для
средней
общеобразовательной школы
Куликовский П.Г.
Справочник любителя астрономии
Энциклопедия для
Астрономия.

8

№
п\п
1

Название учебного издания

Для учащихся
Литература
Авторы,составители

k
lic

ac

.c

tr

k e r- s o ft w a

Издательство
М. : Дрофа, 2018.
– 238 стр

2018

— М.: Дрофа,
2018. — 217, [7] c

2003

М: Просвещение

2002

М.: Илекса

2002

М.: Просвещение

2000

М.: Гуманит. изд.
Центр ВЛАДОС

2013

М.: Либроком

детей. Том 8. 2013

М.: Мир
энциклопедий
Аванта+, АСТ

Название учебного издания

Годы
издания
Базовый 2018

Б.А.
Воронцов- Учебник
Астрономия
Вельяминов.
Е.К. уровень. 11 класс
Страут
–
5-е
издание, пересмотр.
Школьный
астрономический 2018
календарь (на текущий учебный год)
Подвижная карта звёздного неба
2017

om

to

B

№
п\п
1

Перечень учебно – методического обеспечения

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

Издательство
М. : Дрофа, 2018.
– 238 стр

re

XC

hange E

O
W

t

2. Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год)
Электронные пособия
Диски:
1.
2.
3.
4.

Астрономия, ч. 1, 2 (видеостудия «Кварт»)
Астрономия. Наша Вселенная (видеостудия «Кварт»)
Астрономия. Звезда по имени Солнце (видеостудия «Кварт»)
National Geographic. Вселенная и космос. От начала до конца, ч.1,2
Перечень рекомендуемых технических средств обучения

Компьютер, проектор, интерактивная доска, устройство для вывода звуковой
информации, принтер, сканер.
Электронные образовательные ресурсы
Материалы сайтов
http://www.astro.websib.ru/,
http://www.myastronomy.ru,
http://class-fizika.narod.ru;
http://www.astronet.ru;
http://www.sai.msu.ru;
http://www.izmiran.ru;
http://www.sai.msu.su/EAAA;
http://www.krugosvet.ru;
http://www.cjsmovorld/ru/spaceencyclopedia;
демонстрационные таблицы по астрономии в электронном формате
(https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty),
программа Stellarium, презентации, созданные учениками, учителем.

ac

.c

tr

om

k
lic
C

om

.c

1. Телескоп.

to

B

U

Y

N
Y
U
B
to
k
lic
C

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

ac

.c

tr

k e r- s o ft w a

Контрольно-измерительные материалы.
•
•
•
•

Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Либроком, 2013 – 704 стр.
Школьный астрономический календарь (на 2018 – 2019 учебный год).
Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии. – М.:
Просвещение, 2013г. - 96 стр.
Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. ВоронцоваВельяминова, Е. К. Страута. М. : Дрофа, – 29 стр.
ТЕСТ по астрономии на тему «Солнечная система».

1. Какой самый большой по диаметру объект в нашей Солнечной системе?
2. Какие объекты находятся в облаке Оорта?
3. Как называется самый большой астероид в поясе астероидов?
4. На каком расстоянии от Солнца находится наша Земля?
5. Откуда берутся всё новые и новые кометы?
6. Сколько спутников у Марса?
7. У каких планет обнаружены кольца?
8. Сколько лет существует наша Солнечная система?
9. Какая из планет дальше от Солнца – Нептун или Уран?
10. Что такое метеор?

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 288-732

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».