XC hange E O W U B k lic MO llpororon Nl or << 23 >> 08 3avr. 4rapeKropa &azz 2021r. << 23 )) PAEOIIA.fl fIPOIPAMMA fIO YTIEEHOMY TIPEAMETY d,ICTOPUIfl>> K"nacc: 11 YponeHs: 6a^soeHfi Cporc peaJrr3arlrn rporpaMMbr: I ro,q Cocranurenr: yrruTenb vcToppru u o6trlecrso3HaHr{s srtctrJefi Kareropr4r4 Beprunnnn B,lI. r. Ynau-Yte,202l r. ro YBP pafic 3.tI. 021r. ac .c tr om to (COIJIACOBAHO> ((PACCMOTPEHO> HA 3a}enaHr{r{ { C om k lic C .c MMI{HIICTPAIII{fl |OPOAA YJIAH-YA3 KOMr{TET rro OEPA3OBAHIIIO IOPOAA yJIAH-yA9 MYHI{qUTIAJIbHOE EIOAXETHOE OEUIEOEPA3OBATEJTbHOE YqPEX(AEHIIE (BETIEPHflfl (CMEHHAfl) OEI{EOEPA3OBATEJIbHAT IIIKOJIA N14> IOPOAA yJIAH-yAo r. t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ac ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная программа. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт; 3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования; 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1-15); 6. Учебный план общеобразовательного учреждения. ОБ ЩА Я Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А П Р Е Д М Е Т А Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоиндентификации учащихся, осознания ими себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на данной ступени связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придаётся развитию навыков поиска информации, работы с её различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее к значительным событиям и личностям истории России и Всемирной истории. Таким образом, критерии качества исторического образования в полной средней школе связаны не с усвоением всё большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры. ЦЕЛИ И ЗАДАЧ И КУРСА Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей : -воспитание гражданственности , национальной идентичности , развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных , религиозных , этно национальных традиций , нравственных и социальных установок , идеологических установок; - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира , определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности , соотносить свои взгляды и принципы с мировоззренческими системами ; - освоение систематизированных знаний об истории человечества , формирование целостного представления о месте и роли России во Всемирноисторическом процессе ; - формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности , сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B , определять собственное отношение дискуссионным проблемам прошлого и современности. Задачи программы показать : основные линии исторического движения к современному миру, объяснить , как разные исторические эпохи связаны с современностью , как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально , но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта , почувствовать себя звеном в цепи поколений. Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции , национальной идентичности , воспитание патриотизма , толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию исторического процесса , высказывать собственные суждения по данным вопросам , уметь вести поиск информации в исторических источниках , анализировать их , устанавливать причинно - следственные связи между историческими явлениями. ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса истории учащийся должен : Знать и понимать : _ основные Факты , процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории ; - периодизацию отечественной и всемирной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России , её роли в мировом сообществе; Уметь : - характеризовать основные социальные объекты , выделяя их существенные признаки , закономерности развития; ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника , время , обстоятельства и цели его создания); - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изучаемых событий и историческими терминами и понятиями; - анализировать историческую информацию , представленную в различных знаковых системах (текст, карта ; таблица , схема , аудиовизуальный ряд); - извлекать из текстов знания по заданным темам; систематизировать , анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию различать в ней факты и мнения , аргументы и выводы , исторические описания и объяснения ; - устанавливать причинно - следственные связи между явлениями , пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений ; - формулировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам ; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта , реферата , рецензии , готовить устное выступление , творческую работу по исторической тематике ; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам , формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам , используя для аргументации исторические сведения ; - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа ; Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для : - совершенствования собственной познавательной деятельности ; - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни , исходя из их исторической обусловленности ; - критического восприятия информации , получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации ; осуществления самостоятельного поиска , анализа и использования собранной социальной информации ; - соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B - ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах , определения личной и гражданской позиции. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B № Компоновка тем и уроков Количество Примечания часов 1 Вводный урок. Мир и Россия к началу 19 1 века Тема 1 Всемирная история 7 2 Мир во второй половине 18 века 1 3 Промышленный переворот в Англии 1 4 Мир Востока в 18 веке. Наступление 1 колониальной системы. 5 Английские колонии в Северной Америке 1 6 Война за независимость . Образование 1 США. 7 Великая Французская революция. 1 8 Наполеоновские войны 1 Тема 2. Россия в Пой половине 19-го в. 13 9 Заговор 11 марта 1801 г. 1 10 Правление Александра 1. Личность, 1 императора. Попытки государственных реформ. 11 Социально-экономическое развитие 1 России. 12 Войны России в начале 19-го в. 1 13 Российско-французские отношения в 1 начале 19-го в. 14 Отечественная война 1812 г. 1 15 Заграничный поход русской армии. 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 16 Венский конгресс и Венская система. 1 17 Внутренняя политика Александра 1-го 1 после войны 1812 г. 18 Возникновение тайных обществ. 1 19 Выступление на Сенатской площади 1 20 Декабристы в Сибири и в Бурятии. 1 21 Повторительно-обобщающий урок по 1 теме «Россия в 1-й четверти 19-го в.» Тема 3.Российская империя в годы 9 правления Николая 1. 22 Личность Николая 1. 1 23 К решению крестьянского вопроса 1 24 Система контроля над обществом. 1 25- Начало промышленного переворота в 2 26 России 27 Польское восстание 1830-1831 г.г. 1 28 Кавказская война. 1 29- Международные отношения в Пой 2 30 половине 19-го в. Крымская война. Тема 4. Россия в эпоху преобразований. 9 Правление Александра 11. 31 Личность и судьба императора 1 32 Отмена крепостного права. 1 33 Реформы 1860-1870-х г.г. 1 34- Влияние реформ на социально- 2 35 экономическое развитие России. 36 Развитие общественной мысли и 1 революционного движения 37 Русско-турецкая война 1877-1878г.г. 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B Народничество. Тема 5. Мир в середине 19-го в. 10 39 Священный союз и его политика 1 40 Латинская Америка в первой половине 1 19-го в. Революции в Европе в 1848-1849г.г. 2 43- Становление национальных государств в 2 44 Италии и в Германии 45 Франко-прусская война 1 46- Рост промышленного производства и 2 47 зарождение рабочего движения 48 Повторительно-обобщающий урок по 4142 1 теме «Мир в середине 19-го века» Тема 6. Россия на пороге 20-го века. 7 Правление Александра!11. 1 49 Личность императора 50 Экономическое состояние России в конце 1 19-го века. 51 Политическое и административное 1 состояние России 52 Общество, государство и православная 1 церковь. Победоносцев К.П. 53 Присоединение Средней Азии к России 1 54 Роль России в «концерте» мировых 1 держав. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B Тема 7. Ведущие страны мира во второй 10 половине 19-го века. 55 Колониальная политика Великобритании. 1 56 Гражданская война в США. 1 57 Страны Западной и Центральной Европы. 1 58 Политическая жизнь. Зарождение 1 марксизма. Страны Азии. Япония, Китай, Индия. 2 61 Османская империя 1 62 Завершение колониального раздела мира 1 63 Повторительно-обобщающий урок. 1 Тема 8. Россия- эпоха последнего 5 5960 царствования. 64 Личность императора 1 65 Внешняя политика России. 1 66 Появление марксизма в России. Начало 1 революционной деятельности В.И. Ленина. 67 Духовная жизнь России во второй 1 половине 19-го века. 6870 Итоговое повторение 3 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re