XC hange E O W U B (COIJIACOBAHO> (PACCMOTPEHO> HA 3ACC.IIAHI{I{ MO llpororon Nl or << 23>> 08 3arvr. 4rapeKropa aZaa 2o2lr. PABOTIAf, TIPOTPAMMA IIo yqEEHOI\,Iy TIPEAMETy (I4CTOPUIA>> K.nacc: 10 Vponenr: 6asonHfi Cporc peaJru3all[u [porpaMMbl: 1 roA Cocrasnrem: rII4TeJIb IdATOpLTId Vr o6qecrso3le'aHvrfl, eHcu'efi Karefopklul BepurnHun B.lL E- F k lic r. Ynan-Vae,20Zl r. uo YBP Pafic 3.1I. ac .c tr om to <(BEqEpHf,t (CMEHHAq) { C om k lic C .c yJIAH-yA3 MMI4HI4CTPATU{.fl TOPOAA KOMIITET TIO OEPA3OBAHIIIO IOPOAA YJIAH-YA3 yTIPEXAEHUE MyHI{qI{IIAJIbHOE EIOpKETHOE OEIUEOEPA3OBATEJIbHOE yJIAH-yA3 OEI{EOEPA3OBATEJIbHAf, IIIKOJIA N9l4> foPoAA i:F t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная программа. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт; 3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089; 4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего образования; 5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1-15); 6. Учебный план общеобразовательного учреждения. ОБ ЩАЯ Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А ПРЕДМЕТА Историческое образование на ступени среднего общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоиндентификации учащихся, осознания ими себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на данной ступени связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придаётся развитию навыков поиска информации, работы с её различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее к значительным событиям и личностям истории России и Всемирной истории. Таким образом, критерии качества исторического образования в полной средней школе связаны не с усвоением всё большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры. ЦЕЛИ И ЗАДАЧ И КУРСА Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей : -воспитание гражданственности , национальной идентичности , развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных , религиозных , этно национальных традиций , нравственных и социальных установок , идеологических установок; - развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира , определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности , соотносить свои взгляды и принципы с мировоззренческими системами ; - освоение систематизированных знаний об истории человечества , формирование целостного представления о месте и роли России во Всемирноисторическом процессе ; - формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности , сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B ac , определять собственное отношение дискуссионным проблемам прошлого и современности. Задачи программы показать : основные линии исторического движения к современному миру, объяснить , как разные исторические эпохи связаны с современностью , как историческое наследие Востока и Запада живет в дне сегодняшнем. Актуализация исторического материала предоставляет школьникам возможность не только рационально , но и эмоционально сделать исторический опыт частью личного опыта , почувствовать себя звеном в цепи поколений. Важнейшими задачами исторического образования являются формирование у учащихся гражданской позиции , национальной идентичности , воспитание патриотизма , толерантности. Обучающиеся должны также освоить периодизацию исторического процесса , высказывать собственные суждения по данным вопросам , уметь вести поиск информации в исторических источниках , анализировать их , устанавливать причинно - следственные связи между историческими явлениями. ПЛАНИРУЕМЫЙ УРОВЕНЬ ПОДГОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса истории учащийся должен : Знать и понимать : _ основные Факты , процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории ; - периодизацию отечественной и всемирной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России , её роли в мировом сообществе; Уметь : - характеризовать основные социальные объекты , выделяя их существенные признаки , закономерности развития; .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника , время , обстоятельства и цели его создания); - устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изучаемых событий и историческими терминами и понятиями; - анализировать историческую информацию , представленную в различных знаковых системах (текст карта , таблица , схема , аудиовизуальный ряд); , - извлекать из текстов знания по заданным темам; систематизировать , анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию различать в ней факты и мнения , аргументы и выводы , исторические описания и объяснения ; - устанавливать причинно - следственные связи между явлениями , пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений ; - формулировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам ; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта , реферата , рецензии , готовить устное выступление творческую работу по исторической тематике ; , - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам , формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам , используя для аргументации исторические сведения ; - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа ; Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для : - совершенствования собственной познавательной деятельности ; - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни ; исходя из их исторической обусловленности ; - критического восприятия информации , получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации ; осуществления самостоятельного поиска , анализа и использования собранной социальной информации ; - соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ И МИР А » В 10 К Л А С С Е (древнейших времен до 18-го века). Учебный план данного курса рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю): 1. История Россия 2. Всеобщая история 46 часов 24 часа НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ данного курса Обучение истории в средней школе невозможно без передачи учащимся знаний о истории, культуре, традициях региона проживания, нашей малой Родины. Изучение материалов национально-регионального компонента осуществляется по двум направлениям: 1. Включение краеведческой информации из разных предметных областей-естествознания (география); искусство(литература, изобразительное искусство) в программу изучения истории. На уроках вводится фрагментарно интересный материал , который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, искусством, традициями и обычаями народов Республики Бурятии. 2. Творческое осмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития родной республики. Формы организации изучения истории Республики Бурятия возможны: лекции, семинарские занятия, беседы, составление опорных конспектов. Планируется провести следующие уроки: 1. Урок по теме «Возникновение державы Чингисхана.» 2. Урок по теме «Освоение русскими Сибири» Задача учителя показать закономерность и поступательность развития Бурятии и Сибири в целом в составе России. Обеспечить интерес учащихся к изучению материалов по истории малой Родины. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B № Компоновка тем и уроков Вводный урок. «Изучаем историю 1 государства Российского» Тема 1 Всемирная история 2 Человечество на заре своей истории 1 3-4 Первые государства Древнего мира 2 Египет Вавилон 4-5 Античная эпоха в истории человечества 2 Греция Эпоха эллинизма 6-7 Древний Рим 2 Становление Рима. Властелин мира Крушение Рима Тема 2. Европа в Средние века 6 8 Раннефеодальные государства в Европе 1 9 Экспансия ислама 1 10 Византия 1 11 Славянские земли в 6-8 в.в.. 1 12 Западная Европа в 11-13 в.в. 1 Крестовые походы. 13 Повторительно-обобщающий урок 1 «Европа и Русь в Средние века» 14 Тема 3. История России. 4 Появление государства Русь в 1 Поднепровье. 15 Первые русские князья k e r- s o ft w a Количество Примечания часов 1 ac .c tr 1 om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- re XC hange E O W U B 16 Древнерусское государство при князе 1 Владимире 1. Крещение Руси. 17 Урок повторительно-обобщающий по 1 теме «Европа и Русь в 8-11в.в. Тема 4. Расцвет Руси в 11-13 в.в. 3 18 Правление Ярослава Мудрого 1 19 Развитие феодальных отношений. Русь 1 при Ярославичах. 20 Русь при внуках Ярослава Мудрого. 1 Правление Владимира Мономаха. Тема 5.Политическая раздробленность 12 Европы и Руси 21 Политическая раздробленность в Европе. 2 Крестовые походы. 22- Развитие отдельных княжеств и земель 23 Руси. 24- Культура стран Европы и Руси в 10- 25 начале 13-го веков. 26 Держава Чингисхана и его наследников. 2 2 1 Завоевательные походы. 27 Монголо-татарское нашествие на Русь. 1 28- Александр Невский. Русь между 2 29 Востоком и Западом. 30 Начало собирания русских земель вокруг 1 Москвы. 31 Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность Европы и Руси» 1 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B Тема 6.Образование централизованных 10 государств в Европе. Англия. Франция. Столетняя война. Германия. Испания. Италия. 33 Столетняя война .Начало образования 1 централизованных государств Англия и Франция 34- Образование Русского централизованного 35 государства. 36 Социально-экономическое развитие Руси 2 1 в 15-16 веках. 37 Начало Великих географических 1 открытий 38 Приход к власти Ивана Грозного. 1 Реформы 1550-х годов. 39 Внешняя политика Ивана Грозного. 1 40 Опричнина . Последние годы Грозного 1 царя. 41 Культура и быт Европы и Руси 15-16 2 веках. 42 Повторительно-обобщительный урок по 1 теме «Образование Централизованных государств» Тема 7. Европа и Россия в 17-м веке. 8 Смутное Время В России 3 46 Тридцатилетняя война в Европе 1 47 Кризис сословного строя в Европе. 1 434445 ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 48 Буржуазная революция в Англии 1 49 Правление в России царя Алексея 1 Михайловича. 50 Начало освоения русскими Сибири. Тема 51 1 Европа и Россия в 18-м веке Россия - становление великой державы. 1 Начало правления Петра 1. 52- Северная война. Международные 53 отношения в Европе. 54 Реформы Петра 1.Место и значение Петра 2 1 в истории России. 55 Россия после смерти Петра 1. Эпоха 1 дворцовых переворотов. 56 Россия в правление Анны Ивановны. 1 57 Россия в правление Елизаветы Петровны. 1 58 Начало правления Екатерины 11. 1 59 Внешняя политика России во второй 1 половине 18-го века. 60 Эпоха Просвещения и просвещенный 1 абсолютизм. 61 Промышленный переворот в Англии. 1 62 Наступление колониальной системы. 1 63 Страны Азии и Африки в 18-м веке. 1 64- Война за независимость в Северной 2 65 Америке. Образование США. 66 Великая Французская революция 1 67 Повторительно-обобщающий урок по 1 теме «Европа и Россия в 18-м веке» ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re XC hange E O W U B 68- Итоговое повторение по материалам 70 курса 3 Итого 70 час. ac .c tr om to k lic C .c om k lic C t Y N Y U B to re . . k e r- s o ft w a w w ac ww ww tr di ! F- or O W t N di PD hange E ! XC or PD F- k e r- s o ft w a re