Рабочая программа по Биологии 12 класс (2021-2022гг.)

XC

hange E

O
W
U
B

(PACCMOTPEHO>
Ha 3aceAaHr{r{

(COIJIACOBAIIO>

MO

3avr. 4zpeKropa no YBP

llpororcon }lb

o,

<<

afic 3.1I.

23>> 0Y 202Ir.

(

PAEOIIAfl IIPOTPAMMA

ilO ITIIEEHOMY TIPEAMETY
(EI4OJIOMfl)>
K"rracc: 12

Yponens: 6agosrrfi
Cporc peaJrrr3arluu rporpaMMbr: 1 ro4

Cocraszrenr:

) rLITenb 6IlonorvIn
uepnoft KareropuLr
MansaHosa E.E.

r. YnaH-Yge,202l r.

02Ir.

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

*offi;:ffiiH;xLH_yrre

MyHIIItrIIIAJIbHOE BrO/QKETHOE OETTIEOEPA3OBATEJTbHOE yrIpEr(AEHr,m
< IOPOAA yJrAH-yA3

{

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ac

.c

tr

k e r- s o ft w a

 НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
http://минобрнауки.рф/documents/336;
3. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования "Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных с изменениями и дополнениями от 23 июня 2015 г.;
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
6. Учебный план общеобразовательного учреждения;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта
2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
8. Программа составлена в соответствии с примерной программой среднего (полного)
образования по биологии (базовый уровень) И.Н. Пономаревой, с учетом
федерального государственного стандарта, федерального базисного учебного
плана, с учетом обязательного минимума содержания основных
общеобразовательный программ. Уставом общеобразовательного учреждения.
Положением о рабочей программе педагога МБОУ «ВСОШ № 14»


om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

Обоснование актуальности программы

Актуальность предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей
гуманизации школьного биологического образования, включающем изменение целей,
планируемых результатов, содержания и способов обучения и возраст в связи с развитием
самой науки биологии изменениями в сферах общественной жизни, развитием человека
непрерывном процессе смены поколений. Предлагаемая программа разработана с учетом
психологии усвоения содержания учащимися определенного возраста, их интересы,
предшествующую подготовку, их производственный опыт. В программе учтены
особенности вечерних школ:

re

XC

hange E

O
W
N
U
B

tr

a

a
cke
r- s o ft w
- учебный материал по возможности краткий, и в то же время содержит весь необходимый
программный материал;

- учебный материал содержит определенный методический блок который обеспечивает
учащимся усвоения нового материала проведения самоконтроля для тех учащихся,
которые вынуждены иногда пропускать учебные занятия по причинам производственного
характера или по другим обстоятельствам (водворении в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, ОСУОН). В
настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования по курсу биологии
остаются вопросы биологической науки для решения задач, воздающих в теории и
практике, широту и в то же время ограниченность применения биологических методов к
анализу и исследованию процессов явлений в природе и обществе.
При изучении курса биологии осуществляется переход от методики поурочного
планирования к модульной системе организации учебного процесса. А в процессе
обучения биологии учитывается производственный и жизненный опыт учащихся.
Теоретический материал осознается и усваивается в процессе решения задач и
практических знаний. Данная программа содержит учебно – тематический план изучения
биологии и полностью реализует идеи новой концепции биологического образования. В
данной программе предлагается выполнение практических и лабораторных работ
одновременно с изучением нового материала, при этом учащиеся работают с учебником,
со справочным материалом, владеют практическими приемами решения биологических
задач и выполнением лабораторных работ, читают информацию, представленную в виде
таблиц. По мере усвоения программы возрастает самостоятельность учащихся, и
практические работы выполняются на уровне частично самостоятельных или полностью
самостоятельных. В некоторых разделах содержания программы предусмотрен один урок
по национально – региональному компоненту. В программе выделены часы на обобщение
и повторение, которое завершает изучение зачетных разделов и итоговые занятия в конце
учебного года, а также предусмотрено время для вводно-коррективного и текущего
контроля с целью актуализации опорных знаний и ликвидации пробелов. Материал курса
на зачетные разделы, которые являются логически завершенными частями учебного
материала и представляют собой определенные этапы формирования знаний, умений, по
каждому разделу предусмотрена обязательная проверка знаний всех учащихся в форме
посменного, устного или устно- посменного зачета. Тематика зачетов и требования к
знаниям и умениям учащихся даны в конце программы соответствующего класса.
Цели и задачи.
Цель: овладение основами учебных, предметно-ориентированных компетенции,
биологическими знаниями, умениями и навыками необходимыми для применения в
практической деятельности, для изучения смежных дисциплин на базовом уровне, для
продолжения образования в областях, не требующих углубленной подготовки.
При изучении курса биологии решаются задачи.
Образовательные:
 Формирование представлений о биологии как универсальном языке
науки, форме описания и методе познания действительности, об идеях
и методах биологии.
 Формирования качеств мышления, характерных для научной
деятельности необходимых для продуктивной жизни в обществе.

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

.c

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

O
W
U
B



ac


Воспитательные:


.c

tr

Освоение компетенции (учебно- познавательной, коммуникативной,
рефлексивной, личностно-ориентационной) и профессионально –
трудового выбора.
Актуализация биологических и обще учебных умений, формирование
представлений понимания значимости биологии и общего прогресса.

k e r- s o ft w a

Воспитание толерантности и ориентации на своеобразие духовных
традиций народов.
Воспитание средствами биологии, культуры личности, понимания
значимости биологии для научно – технического прогресса,
отношения к биологии как части общечеловеческой культуры через
знакомство с историей развития биологии, эволюции биологических
идей, ответственного отношения к окружающей среде, своему
здоровью и здоровью окружающих.
Коммуникабельность, умение работать самостоятельно в паре и
группе, а также выступать публично.




Развивающие:







Развитие логического мышления, пространственного
воображения, памяти, критичности мышления.
Развитие способности к целевому, причинному и вероятностному
анализу ситуации
Стремление к участию в практических делах.
Развитие интеллектуальных особенностей личности.
Развитие биологических умений и навыков.

Валеологические:









Использование кабинета биологии подготовленного к учебному
процессу в соответствии с требованиями САНПиН.
Отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.
Наличие на уроках эмоциональных разрядов: шутка, улыбка,
поговорка, известное высказывание с комментарием.
Благоприятный психологический климат на уроке, учет
возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Соответствие урока основным нормам САНПиНа
Актуализация ранее полученных знаний по жизнесохранению, их
углубление: наличие в содержательной части урока вопросов,
связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.
Формирование отношений у человека и его здоровью как к
ценности; выработка понимания сущности здорового образа
жизни; выработка индивидуального способа безопасного
поведения, сообщение учащимся знаний о возможных
последствиях выбора поведения.

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

O
W
U
B
k
lic

ac

.c

tr

k e r- s o ft w a

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры,
накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без
накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его
истории и культуре.
Передавая учащимся культуру региона, мы вносим большой вклад в общее
образование, в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности.
Интеграция национально-регионального компонента, осуществляться по двум
направлениям:
Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных
(предметных областей географии, литературы, химии, экологии) в программу изучения
биологии. На уроках вводится фрагментарно
интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с
культурой, окружающим миром, природой Республики Бурятия. Работа с краеведческим
материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся
познакомиться с природой родного края и страны культурными и научнобиологическими достижениями Бурятии.
Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной
краеведческой, биологической информации, в умении конкретизировать и анализировать
биологические тенденции развития республики.
Формы организации изучения биологии Республики Бурятия представлены
урочными формами (лекции, семинарские занятия, беседы, составление опорных
конспектов)

Характеристика предмета.
Программа по изучению биологии для учащихся 12 класса предусматривает
отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых
направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Особое внимание уделено национально – региональному компоненту в изучении
биологии, экологической культуре, также формированию компетентностных качеств
личности учащихся.
Изучение биологии на базовом уровне направленно также на реализацию
культурологических функции о общих компетентностях биологического образования.
Данная программа является повторением программы по биологии всего курса,
основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные
предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретѐнных знаний, так и
для углубления о обобщения в соответствии с Требованиями образовательного минимума
к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
Интегрирование материала из различных областей биологии в ходе раскрытия
свойств природы с позиции разных структурных уровней, их экологизация и
культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более
интересным для учащихся.
Изложение учебного материала в курсе биологии 12 класса проводятся по темам,
характеризующим особенности свойств живой природы на различных уровнях
организации жизни.

om

to

НАЦИОНАЛЬНО – РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re

XC

hange E

O
W
U
B

Программа предусматривает 5 лабораторных работ, 2 практических занятий.

Учебный план.
Наименование разделов
Ботаника.
Зоология
Организм человека и его здоровья
Общая биология
Всего.
Резерв.
Итого.

Количество часов
11 часов
2 часа
14 часов
6 часов
33 часа
1 часа
34 часа

Календарно – тематическое планирование.
12 класс. 1 час в неделю. 34 часа в год.
Ботаника. – 11 часов
№
1

Наименование
разделов
Царство растений
-4 часа

нрк

2

4

5

Царство бактерий
3 часа
Царство грибы 3
аса

Лишайники – 1
час

Тема урока
1. Строение
растительной клетки.
2. Органы растений.
3. Многообразие
растений.
Растительный мир
Бурятии.
4. Природные
сообщества
1. Строение бактерий.
2. Жизнедеятельность
бактерий.
3. Роль бактерий.
1. Строение грибов
2. Жизнедеятельность
грибов.
3. Многообразие грибов
в Бурятии
1. Жизнедеятельность
лишайников.

Кол-во
часов
1 час

Прак л/р
тика
+

дата

1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

+

+

1 час
1 час
1 час

Зоология – 2 часа
№
1

Наименование
разделов
Подцарство
Одноклеточные

Тема урока
1. Одноклеточные
животные. Тип

Кол-во
часов
1 час

Прак л/р
тика
+

k
lic

Дата

ac

.c

tr

om

to

Изложение учебного материала в 12 классе начинается с повторения курса
ботаники, зоологии, анатомии и завершается развитием органического мира.

№
1
2
3
4

C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
U
B

животные – 1 час
Подцарство
2
нрк Многоклеточные
животные-1 час

Простейшие.
2. Многоклеточные
животные.
Многообразие
животных в Бурятии

1 час

+

Организм человека и его строение. – 14 часов.
№

Тема урока

1
2
нрк
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Место человека в системе животного мира.
Эндокринная система. Заболевания в Бурятии

Кол-во
часов
1 час
1 час

Нервная система.
Высшая нервная деятельность
Опорно – двигательная система.
Внутренняя среда организма
Лимфатическая система.
Кровеносная система
Дыхание
Пищеварительная система
Обмен веществ и энергии
Органы выделения.
Покровная система
Размножение человека.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

практик л/р

дата

+

Общая биология – 6 часов
№

Тема урока

1
2
нрк
3
4

Основы цитологии.
Основы генетики и селекции. Развитие
селекции в Бурятии
Вирусы и бактериофаги. бактерии
Эволюционное учение. Развитие
органического мира.
Происхождение человека.
Основы экологии. Биосфера.
всего
резерв
итого

5
6

Список литературы.

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
33 часа
1часа
34 часа

практик

л/р

+

Дата

ac

.c

tr

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

N

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

k e r- s o ft w a

re

XC

hange E

O
W
N
U
B

tr

a

1.Биология 6 класс. (Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.), под редакцией проф. И.Н. c k e r- s o ft w a
Пономарѐвой. Москва издательский центр «Вентана – Граф» 2018г. Стр.232
2. Биология 7 класс (Животные) под редакцией проф. И.Н. Пономарѐвой. Москва
издательский центр «Вентана – Граф» 2018г. Стр.246.
3. Биология 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Москва издательский центр «Вентана –
Граф» 2018г. Стр.285.
4. Биология. 10 класс. И.Н. Пономарѐва. Москва издательский центр «Вентана – Граф»
2018г. Стр.223.
5 Биология 11 класс. И.Н. Пономарѐва. Москва издательский центр «Вентана – Граф»
2018г. Стр.254.

om

to
k
lic
C

.c

om

k
lic
C

t

Y

N
Y
U
B
to

re

.

.

k e r- s o ft w a

w

w

ac

ww

ww

tr

di

!

F-

or

O
W

t

.c

di

PD

hange E

!

XC

or

PD

F-

re


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (3012) 288-732

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».